ЛиАЗу 75 лет: городской романс

Один из крупнейших российских автобусных заводов отмечает юбилей, дав повод автору вспомнить самые яркие эпизоды своей истории.

Это предприятие никогда не числили гигантом. Но по автобусным меркам завод совсем не заштатный – в лучшие времена строил до 10 000 машин в год. Вряд ли можно было найти в СССР крупный город, где бы не работали машины, построенные в Подмосковье. А началось все совсем прозаично в 1937-м, когда в городе Ликино-Дулёво основали предприятие по облагораживанию древесины (кстати, неподалеку от куда более знаменитого в былые времена фарфорового завода). С 1945 года завод числился механическим и выпускал электропилы, нехитрые станки, лебедки. Именно сюда с перегруженного московского Завода имени Лихачева в конце 1950-х передали производство городских автобусов ЗИЛ-158. Планировали, кстати, и междугородные ЗИЛ-127, но в итоге их просто перестали выпускать.

Едва освоив свой первый автобус, ликинцы принялись за разработку перспективных моделей. Конечно, не все они стали серийными, но завод, возникший как дочерний, на протяжении последующих 50 лет часто и справедливо упоминали в связи с передовыми для страны конструкциями.

Трудно встретить соотечественника, родившегося в ХХ веке и хоть раз не ездившего на ЛиАЗе, ведь до наших дней предприятие построило более 285 000 машин. Многие россияне ездят на автобусах этой марки и сегодня, ведь завод живет и развивается. Ну а старые автобусы уже становятся предметом реставрации и музейного хранения. Вполне по праву.

В КАРТИНКАХ

ЛиАЗ(ЗИЛ)-158 выпускали с 1959 по 1970 год. Девятиметровую машину оснащали 109-сильной «шестеркой» объемом 5,55 л. Механическая пятиступенчатая коробка передач получила синхронизаторы лишь в 1961-м. Всего 158-х построили 62 290 штук.

Несколько прототипов ЛиАЗ-Э676 создали уже в 1961 и 1962 году. Они получили новый 150-сильный мотор V8 марки ЗИЛ-130, гидроусилитель руля, иные, перспективные агрегаты и лишь чуть модернизированный кузов. Совсем скоро решили проектировать абсолютно новую модель.

Первый в СССР сочлененный автобус (машины с прицепами не в счет) тоже построили в Ликине. Для модели ЛиАЗ-5Э676 длиной 15,5 м 150-сильный мотор оказался явно слаб. Поэтому к подобной конструкции наша промышленность вернулась лишь через десятилетия.

Знаменитый, самый массовый в истории завода ЛиАЗ-677 выпускали три десятка лет: с 1967 по 1996 год. Машину отличали передовые для СССР двухступенчатая гидромеханическая трансмиссия, подвески на пневмобаллонах, трехрядная планировка салона, увеличивающая вместимость, большая накопительная площадка сзади. Прототипы, созданные совместно с НАМИ, появились уже в 1962-м, первые 11 автобусов опытно-промышленной партии построили в 1967-м. Всего собрали 194 197 машин полутора десятка модификаций. Около 7000 автобусов отправили на экспорт.

Экскурсионных автобусов ЛиАЗ-677В с 37 посадочными местами и одной пассажирской дверью спереди сделали очень немного.

К первому в своей истории заднемоторному автобусу ЛиАЗ-5256 завод шел долго. Ранние прототипы, созданные совместно с львовским Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом (ВКЭИавтобуспром) и заводом «Икарус», появились уже в 1980-м. Промышленную партию из 14 машин собрали лишь в 1985 году. Автобус с тремя пассажирскими дверями оснащали 195-сильным дизелем КамАЗ. Модель в сильно модернизированном виде, с различными силовыми агрегатами, во множестве модификаций строят по сей день.

Единственный прототип ЛиАЗ-677П (перронный) для аэропортов с четырьмя пассажирскими дверями и салоном на 110 пассажиров построили в 1974-м.

Одно из последних достижений ЛиАЗа – электробус вместимостью 90 человек. Двенадцатиметровая машина модели 6274 с литиево-ионными аккумуляторами и электромотором в 90 кВт имеет запас хода 200 км. Для полной зарядки требуется 6,5 ч.

ЛиАЗ-5930 – передвижная телевизионная станция (ПТС) «Магнолия». Подобные машины, в том числе для цветного телевидения, на базе модели 677 собирали с 1976 по 1983 год.

Подпишитесь на «За рулем» в