КАМАЗ: Возрождение

КАМАЗ настолько расширил гамму выпускаемых самосвалов, что в состоянии заменить своими автомобилями большинство грузовиков строительного назначения, производимых ранее в СССР, и даже многие иномарки.

Сколько бы не везли в Россию грузовиков-иномарок, а все равно самые распространенные самосвалы у нас – КАМАЗы. Ни к чему перелопачивать статистику – приглядитесь к потоку автомобилей в райцентрах и областных городах. Да и в обеих столицах стройки не обходятся без челнинских грузовиков.

Автозавод часто упрекают в том, что медленно обновляется модельный ряд, мало что меняется в конструкции, уже никуда не годна кабина. Присмотримся повнимательнее к одной из самых современных моделей самосвалов – КАМАЗ-65115 с двигателями Cummins и другим моделям с этими моторами, попробуем сравнить их с самосвалами прежних лет из Набережных Челнов. А в качестве технической документации возьмем за основу «Краткий автомобильный справочник НИИАТ» (Москва, издательство «Транспорт», 1983 год).

Машина с пробегом в полторы тысячи километров только пришла из Набережных Челнов: мотор пыльный, но без следов подтекания масла и тосола

Тогда в ходу были две модели: КАМАЗ-5511 и КАМАЗ-55102 грузоподъемностью соответственно 10,0 и 7,0 тонн. Те, кто знаком с принятой еще в СССР, а затем в России индексацией моделей грузовиков, сразу поймут, что КАМАЗ-65115 совсем другая машина, более тяжелая. И будут правы. Грузоподъемность КАМАЗ-65115 – 15000 килограммов, при этом снаряженная масса в сравнении с «5511» выросла только на тонну. Хороший показатель. А можно ли сравнить нынешний «65115» с чем-то близким по грузоподъемности в «прежней жизни», когда КАМАЗы наравне с немецкими самосвалами Magirus строили Байкало-Амурскую магистраль? Оказывается только с КрАЗом-256Б (помните фильм «Мимино»? Оранжевый КрАЗ, северное исполнение, «26БЭ», машина – зверь...). И то кременчугский самосвал в проигрыше: грузоподъемность только 12 тонн, а снаряженная масса 10850 кг – «носатый» тяжелее почти на 800 килограммов. Бессмысленно сравнивать их и по впечатлениям не только от езды за рулем, но и просто пассажиром. По вибрациям и реву мотора тот КрАЗ действительно сопоставим только с вертолетом. Актерам разговаривать в кабине можно было только с последующей «озвучкой»… КАМАЗ же тогда казался просто легковым автомобилем. Особенно если его кабину проложить войлоком и надеть на рычаг коробки рукав от телогрейки…

Времена меняются. Автозавод уже давно конкурирует с гораздо более серьезными производителями, чем КрАЗ. В России работают самосвалы-иномарки грузоподъемностью 20 и 25 тонн, а реально наваливают на них еще больше. Такие машины есть и у Камского автозавода, но КАМАЗ-65115 при ближайшем рассмотрении все же оказывается довольно интересным автомобилем для российского перевозчика. Среди «китайцев» таких относительно легких самосвалов нет, но и у европейских производителей тоже отсутствует 15-тонный самосвал. Если строить аналогичную машину на шасси среднетоннажника из Европы, то получается самосвал полной массой только 12 тонн, колесной формулой 4х2, или 15 тонн, но экзотический 6х2, а о цене покупки, стоимости обслуживания и запчастей лучше не спрашивать. Между тем КАМАЗ-65115 при достаточно демократичной цене, хорош и агрегатами, которые на нем применяются. Есть более легкий самосвал «43255» на шасси КАМАЗ-4308 4х2, грузоподъемностью 7,0-7,8 тонны, который более эффективен, чем широко распространенный ранее ЗИЛ-ММЗ-555 и близок к МАЗ-503. А для начального этапа в строительстве и просто бездорожья существуют полноприводные самосвалы, к примеру, КАМАЗ-6522 6х6, которые выпускает челнинская компания РИАТ, дилер и партнер ОАО «КАМАЗ». Объединяет эти разные автомобили – применение современных дизелей Cummins и коробок передач ZF, производство которых налажено в Набережных Челнах.

Топливная система самая современная и экономичная – Common Rail

Двигатель

Мало кто помнит, что самые первые самосвалы КАМАЗ оснащались дефорсированным двигателем мощностью 180 л. с., в то время как для бортового «5320» он выдавал 210 лошадиных сил и 637 Н.м. Очень скоро чехарду моторов ликвидировали, но сейчас на эти цифры смотреть смешно. Однако все равно получалась вроде бы вполне приемлемая удельная мощность 11 л. с. на тонну полной массы или, в лучшем случае, 13,4 у семитонного КАМАЗ-55102, но на них всегда грузили больше положенного – не зря ведь борта наращивали. Сейчас у «65115» на тонну приходится 12 лошадей, но машины особо не перегружают.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в