Экспертиза зимнего дизтоплива

С 1 ноября на АЗС наступила календарная зима: термины «дизельное» и «зимнее» стали синонимами до апреля. Точнее, должны стать. А на самом деле? Выборочную проверку дизтоплив (ДТ) организовал отдел экспертиз ЗР.

Официально сезонностью продаваемого у нас ДТ командует ГОСТ Р52368-2005. Но еще год назад (ЗР, 2011, № 12) мы провели простейший эксперимент, позволивший увидеть истинную картину. В обычном морозильнике непригодный для холодов соляр превращался в студень или ледышку – в нарушение кодекса чести настоящего зимнего дизтоплива. Что же изменилось за год? И в какую сторону?

На этот раз в поисках ответа мы поехали на север от столицы – на Ярославль, Кострому, Вологду… В тех краях, казалось нам, знают, чем пахнет мороз. Задача та же: понять, что нам продают. Махнем рукой на смазывающую способность и цетановое число, пусть хотя бы не замерзает! Температура помутнения настоящего зимнего соляра для умеренной климатической зоны должна быть не выше –25 ºС, вот градусы и попробуем померить. Да и пейзажи к тому располагают: это в Москве с погодой непонятно что творится, а за городом – зима, зима, зима… Во всяком случае, на протяжении более чем тысячекилометрового суточного марш-броска все было укрыто снегом.

Маршрут дизельных странствий показан на карте. Результаты относятся только к приобретенным продуктам и не распространяются на прочие АЗС с той же вывеской. Честь зимних соляров при проверке на организованном нами 18-градусном морозе уверенно отстояли только два топлива – № 6 и 8. Еще два, № 10 и 12, ее же запятнали (на заставке – фото с натуры!). Все остальные образцы топлива помутнели, но сохранили текучесть: при зимне-осенней погоде проблем, скорее всего, не возникнет. Но что станет с ними на настоящем морозе?

Пострадавшим придется, скорее всего, полагаться на себя: будем откровенны, не каждый найдет время выполнить юридические формальности, подключить СТО, провести экспертизу, судиться с владельцами АЗС… С другой стороны, упрямо крутить стартер бесполезно: в конце концов он просто сгорит. Топливный насос тоже может обидеться. Наименее болезненный способ – отогреть машину в гараже… или дождаться оттепели.

Предвидим вопрос: так что же делать? Голосовать рублем! Итоги проверки перед вами, рекомендуем ими воспользоваться.

В общем случае, как обычно, следует категорически избегать разного рода малоизвестных АЗС. Перед заправкой ознакомьтесь с паспортом качества. Там указана и температура застывания. Если не дадут или подсунут старье, разворачивайтесь и уезжайте. Мы так и поступаем.

ИЗ 12 ПРИОБРЕТЕННЫХ СОЛЯРОВ ТОЛЬКО ДВА ОКАЗАЛИСЬ ЗИМНИМИ.

КАКИЕ БЫВАЮТ ТЕМПЕРАТУРЫ

Низкотемпературные свойства ДТ определяются тремя температурами – помутнения, застывания и предельной фильтруемости.

Температура помутнения характеризует точку начала кристаллизации парафинов, входящих в состав топлива.

Температура предельной фильтруемости определяет температурный порог работоспособности двигателя. Ниже этой температуры фильтры топливной системы перестают работать.

Температура застывания – это температура, при которой топливо в определенных условиях теряет подвижность. Она обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7º.

Подпишитесь на «За рулем» в