Щелковское шоссе: восстание машин

С этого номера мы начинаем серию статей о дорогах, строительство или реконструкция которых вызывает протесты автомобилистов и местных жителей. В этом номере речь пойдет о Щелковском шоссе, на котором проектировщики запланировали «бутылочные горлышки» с обеих сторон магистрали.

Сначала декабря жители Гольяново, Измайлово и просто автомобилисты, небезразличные к судьбе «Щелчка», проводят митинги против начавшейся реконструкции шоссе. Часть территории вдоль дороги уже огородили и подготавливают к строительству, но сами работы еще не начались, так что шанс остановить процесс еще есть.

Прочистить «горлышки»

Согласно проекту от станции метро «Преображенская площадь» до МКАД будут проложены боковые проезды шириной в две-три полосы, а на пересечении с Уральской и 9-й Парковой улицами построят эстакаду для того, чтобы убрать с этого перекрестка светофоры. Казалось бы, боковые проезды должны дать возможность объезжать пробки, но недовольство высказывают не только жители стоящих рядом домов, в нескольких метрах от окон которых расположится оживленная магистраль, но и водители.

С 13-й Парковой улицы съехать можно будет только на боковые проезды, но не на само шоссе

Дело в том, что расширяется и без того самая просторная часть шоссе, при этом существующие «бутылочные горлышки» остаются нетронутыми: Стромынка; мост перед Большой Черкизовской; а также за МКАД в две полосы будет теперь собираться поток из шести полос вместо нынешних четырех. Кроме того, добавляются новые проблемные участки. Например, после Большой Черкизовской шесть полос сойдутся в три. По боковым проездам можно будет осуществлять частичный транзит, то есть пытаться объехать пробку. Но приведет это к тому, что на боковом проезде создастся жуткая ситуация, так как на последнем съезде с него будет толпиться куча автомобилей и втискиваться в крайний правый ряд, при этом блокируя полосу общественного транспорта. Чем это лучше обычных выездов из дворов, которых сейчас много и на которых никто не толпится? А местным жителям, выезжающим из дворов, миновать боковые проезды не представляется возможным. Кроме того, движение по боковым проездам будут затруднять нерегулируемые пешеходные переходы, по которым постоянно ходят местные жители, чтобы добраться до автобусной остановки или подземного перехода. Их переносить никто не собирается – они останутся на островках между основной магистралью и боковыми проездами.

Пересечение с 15-й Парковой улицей

Проблему активисты протестных движений видят в том, что разработчики не анализировали последствия реализации проекта, они рассматривали один участок шоссе, который им поручено было расширить, в отрыве от соседних улиц и продолжения дороги в область и в центр.

Обсуждению не подлежит

Замечены эти недостатки были давно, только возможность обратить на них внимание властей жителям не дали – проект на публичные слушания вынесен почему-то не был. А это, по мнению активистов, уже нарушение закона, ведь по статье 68.1.1 Градостроительного кодекса Москвы эта тема должна была пройти публичные слушания в каждом муниципальном образовании, то есть в каждом прилегающем районе.

Напротив домов не останется деревьев, дорога пройдет в 10 метрах от жилых зданий

В ближайшее время активисты будут проводить новые митинги против расширения шоссе. Рассматривается также вопрос о перекрытии магистрали в случае неудовлетворения их требований.

Комментарий

Сергей Пышко, активист движения против расширения Щелковского шоссе:

– Предполагается, что цель проекта – устранить пробки. Так? Так, да не так. На Стромынке шоссе так и будет сходиться в полторы полосы. Там расширять не будут – некуда: тротуар до здания – метровой ширины. И расселять ни один дом не собираются. Вот ведь какое элегантное решение, а?! Сейчас народ теснится, матерится, но лезет. Наверное, потом все сразу станут цивилизованно пропускать друг друга. И железнодорожный мост на Русаковской тоже останется стоять, как стоял. И старую развязку на МКАД оставят как есть. Придется и здесь потолкаться в общей пробке. А ведь можно было заранее убрать из потока машины, идущие на МКАД-Юг и МКАД-Север! Это реализуемо с минимальными затратами. Например, маршрут от площади Соловецких юнг до МКАД наполовину уже существует. Достаточно проложить короткий участок длиной в 200 м к 106-му км МКАД, и часть машин могла бы уйти из основного потока, выезжающего на Щелковское шоссе в область. Или такое недорогое решение, как выделение в середине двух полос с реверсивным движением. Это сняло бы проблему на десятилетие вперед.

Это и есть самое главное, что вызывает наибольшее возмущение у людей, – причины пробок никто не собирается устранять. На встрече с заместителем префекта Неженцом мы услышали, что расширение шоссе в области, может быть, начнется в 2014 году. Планировали бы хотя бы на пять лет вперед, да зачем?

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– Неслучайно у всех, не только у жителей окрестных районов, возникает вопрос: как можно проводить реконструкцию части федеральной магистрали, если о соседнем участке никто еще и не думает? Привести это может к тому, что 9,5 млрд руб., выделенных на проект реконструкции Щелковского шоссе, уйдут в никуда, так и не решив проблему пробок. А эти деньги можно было бы пустить на более действенные меры, такие как расширение Стромынки, Митьковского моста и продолжения шоссе в области.

Подпишитесь на «За рулем» в