Рейтинг: автопром - в лидерах роста
Чтобы понять масштабы перемен, я не стал ворошить отчеты Росстата за 20 лет, а взял несколько свежих экономических исследований («РБК.Рейтинг», «Форбс»), а также ежегодный рейтинг «Эксперт-400» (2012). И вот что выяснил. В последние десятилетия, как ни странно, лидировала по темпам модернизации не нефтянка, а черная металлургия. А дальше идет как раз автопром – он сумел перестроиться благодаря активной политике государства.
Промсборка, которую на первых порах не ругал только ленивый, создала в России совершенно новую отрасль. Если семь лет назад доля иномарок на рынке составляла меньше половины общего объема продаж, то сейчас на них приходится свыше 70%. Три четверти этих автомобилей собраны в России. В 2011 году у нас выпустили более 1 млн. машин зарубежных марок!
Вторая серия соглашений по промсборке, по мнению замминистра промышленности и торговли Алексея Рахманова, даст толчок не только к возникновению более крупных предприятий (свыше 300 тыс. машин в год), но и к появлению нормальных поставщиков компонентов. Инвестиции в «запчасти» до 2020 года составят не менее 5 млрд. долларов. По прогнозам, за это время появится три-четыре крупных завода двигателей и коробок передач, множество других производств. К 2020 году в России станут выпускать свыше 3 млн. автомобилей в год.
Но и сейчас впереди те компании, которые сумели наладить производство в РФ (автосборочные, компонентные). Среди 46 компаний машиностроительного профиля в рейтинге «Эксперт-400» мы насчитали полтора десятка производящих автомобили. Еще восемь компаний из списка четырехсот – это ведущие поставщики комплектующих, представители розничных сетей по продаже автомобилей. Пять компаний попали в прошлом году в двадцатку наиболее динамично развивающихся: «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» (темп прироста 363,8%), «Скания-Русь» (+ 192%), «Джи Эм Авто» (+ 126%), «Вольво Восток» (+ 102%) и «ПСМА Рус» («Пежо», «Ситроен», «Мицубиси», + 87,3%). Практически все передовики показали за прошедший финансовый год серьезный рост и пошли в рейтинге вверх.
В отрасли еще есть резервы роста, и немалые. Во-первых, уровень автомобилизации в России пока гораздо ниже, чем даже в странах Восточной Европы (270 авто на тысячу жителей против 400–450). Во-вторых, зарубежные компании только разворачивают мощности в России, рассчитывая не только на ее потребности, но и на рынки соседних стран: сначала СНГ, затем Восточной Европы, Азии. Словом, перспективы есть.