Skoda Yeti по столицам Зимних Олимпиад: «динозавры» Гренобля и «троллетрамваи» Нанси (эпизод 9-й)
В Гренобль приезжаем под вечер, едва успевая сделать традиционную съемку с флагом Skoda у олимпийской чаши. Прошлись по олимпийскому парку. Набухшие почки кустарников готовы взорваться молодой листвой. Из-за рассудительных и вечно серьезных елей динозаврами прошлого выглядывают мощные бетонные олимпийские сооружения. Студенты на лужайках наслаждаются первым теплом наступившей весны, любители бега хрустят гранитной крошкой широких бывших олимпийских аллей.
В 1968-м олимпийский Гренобль принимал 1158 спортсменов, в том числе 202 женщин из 37 стран. Было разыграно 35 комплектов медалей в семи видах спорта. В неофициальном командном зачете победу одержали норвежцы: 103 очка и 14 медалей — 6 золотых, 6 серебряных, 2 бронзовые. Вторыми были спортсмены СССР, завоевавшие 92 очка и 13 медалей — 5 золотых, 5 серебряных, 3 бронзовые. Третьими были спортсмены Австрии, завоевавшие 79 очков и 11 медалей — 3 золотые, 4 серебряные, 4 бронзовые.
Хозяйка игр, Франция, довольствовалась пятым местом. Однако яркая победа во всех трех дисциплинах горнолыжного спорта Жана-Клода Килли явилась украшением Олимпийских Игр. После Олимпиады Килли оставил спортивную карьеру и занялся коммерческой деятельностью. Его имя носит фирма, шьющая великолепную спортивную одежду, и не только для горнолыжников. Удача сопутствовала Килли и в качестве президента Организационного комитета XVI Зимних Олимпийских Игр в Альбервиле. Но об этом я уже говорил.
На соревнованиях в Гренобле жесткая борьба развернулась в хоккее с шайбой. Команда СССР проиграла Чехословакии – 4:5, но благодаря победе над остальными соперниками ей удалось завоевать олимпийское золото.
Олимпиада в Гренобле прославилась еще и тем, что на ней ввели допинг-контроль, а телетрансляции впервые велись в цвете.
Олимпийский парк Гренобля бережно хранит память о спортивных баталиях Белой Олимпиады. Бетонная чаша олимпийского огня водружена в сердце фонтана. Надпись на гранитной плите напоминает о том, что Гренобль принимал Х Зимние Олимпийские Игры с 6 по 19 февраля 1968 года. Никто не ведал тогда, что в этот олимпийский год советские танки войдут в Прагу и на годы затормозят демократические процессы в этой стране.
Застой охватывает и экономику, затрагивает автомобильную промышленность. В Млада-Болеславе Skoda из года в год производит устаревшую заднеприводную заднемоторную (воздушного охлаждения) модель.
Но сейчас на Skoda вряд ли кто припомнит те трудные времена. Модельному ряду компании могут позавидовать конкуренты. Автомобили собираются в Млада-Болеславе, на площадках в России, Китае. А сама компания помогает спорту. Приоритетным для «Шкоды» является хоккей. В этом году марка в 21-й раз поддержит чемпионат мира по хоккею IIHF, став его официальным главным спонсором. История долговременного партнерства даже отмечена Книгой рекордов Гиннесса. С 2010 года Skoda выступает партнером Федерации хоккея России и мужской Национальной сборной России по хоккею, а также помогает юношескому хоккею и соревнованиям среди молодежи. С 2004 года ŠKODA AUTO - официальный партнер знаменитой велогонки «Тур де Франс». Кстати, велогонка не обходит стороной и Альбервиль.
После олимпийского Гренобля наш путь лежит через Нанси, Бремен и Копенгаген в Осло, принимавший Игры в 1952 году.
В каждом из этих европейских городов есть свои достопримечательности. Нанси знаменит своей футбольной командой, Станиславовской площадью и рельсовым троллейбусом. На футбол времени не было. А вот мимо площади, входящей во Всемирное наследие ЮНЕСКО, пройти мимо не удалось. Да можно ли было пройти? Вы только взгляните на фото!
Троллейбус выехал на нас сам. Мне сначала показалось, что это трамвай. Но истина лежала посередине. В технике, как известно, гибриды тоже имеют место. Поставить троллейбус на рельсы, точнее, на один, конструкторов вынудили обстоятельства. Первое — длинный состав, привязанный к рельсу, легче удержать на траектории в стесненных городских условиях, и второе — возможность двигаться на уклонах, неподвластных трамваям.
В Нанси используется 25 сочлененных трехсекционных, односторонних транспортных средств. Первая секция имеет две оси, остальные — по одной. Специальные направляющие колеса, расположенные посередине осей, не дают «троллетрамваю» сойти с нужной траектории на участках трассы с направляющим рельсом. На участках без рельса транспортное средство управляется водителем при помощи руля, как обычный троллейбус.
Рассказывают, что в Нанси были случаи, когда «троллетрамвай» сходил с рельса, и тогда движение закрывали до выяснения обстоятельств. Но раз диковинный транспорт можно увидеть на улице - значит, в столице Лотарингии все спокойно и нам можно ехать дальше на Север.
О предыдущем эпизоде путешествия SKODA читайте здесь.