ОСАГО: вам миллиона хватит?

Полис ОСАГО стоит недешево, при этом денег, которые выплачивают после ДТП, на ремонт вечно не хватает. Да и волокита при получении страховки ужасная... Интересно, как с этим за рубежом – в Германии, к примеру?

Для начала я всего лишь попытался сравнить процедуры оформления ДТП и получения возмещения у нас и у них.

ДТП

Россия.

Оформление возложено на полицейских – сотрудников ДПС. Они составляют схему, определяют виновника. Если на месте аварии установить его по каким-то причинам невозможно, то этим занимается «группа разбора» в подразделении ГИБДД, куда приглашают участников. После чего потерпевшему вручают копию постановления и протокола, справку о ДТП. Теперь его путь – в страховую компанию виновника. В какую именно, узнает из справки об аварии. Эту информацию вписывает инспектор ГАИ.

Германия.

Оформлением занимается дорожная полиция (если сумма ущерба превышает 1000 евро). Есть виновник и он не оспаривает факт нарушения ПДД? Страж порядка решает, какой штраф присудить, вносит эту информацию в протокол. Если же участники аварии своей вины не признают, то полицейский просто составляет протокол (аналог нашей справки о ДТП). На этом работа полиции заканчивается. Дальше потерпевший обращается к адвокату; тот подает заявление в суд, где и устанавливается виновник. Потом звонит независимому эксперту, который работает со страховыми компаниями (данные о лицензированных экспертах можно получить везде – в полиции, в любой страховой компании, даже в автосервисе), тот осматривает автомобиль, делает расчет стоимости ремонта, связывается со страховщиком виновника, договаривается с ним о предоставлении на время ремонта другого автомобиля, аналогичного по классу (в Германии это обязательное условие!)... Автомобиль берут в прокатной конторе, аренду оплачивает страховая компания виновника.

СТРАХОВКА

Россия.

У нас стоимость полиса зависит от мощности двигателя, региона проживания-использования автомобиля и стажа водителя. Есть базовая ставка – 1980 рублей, которая умножается на различные коэффициенты. Автор (стаж почти 20 лет, аварий не было, автомобиль с двигателем 105 л.с.) платит 5000 рублей. Максимальная сумма выплаты за поврежденный автомобиль («по железу») составляет 120 000 рублей, «по здоровью» потерпевших – до 160 тысяч. Эксперт определяет стоимость ремонта с учетом износа запасных частей. Единой методики расчета нет. Эксперты ориентируются на среднюю стоимость нормочаса в своем регионе и среднюю же стоимость запчастей. В итоге выплаченная страховой компанией сумма порой в два раза меньше, чем реальные затраты. На выплату страховки отводится 30 дней. Как правило, страховые компании выплачивают деньги именно в этот срок или с небольшой задержкой.

Германия.

Страховые компании определяют стоимость полиса самостоятельно. Минимальной базовой ставки не существует, цену полиса диктует рынок. В среднем безаварийный водитель со стажем свыше 3 лет, владеющий автомобилем класса В или С, платит за ОСАГО до 1000 евро в год. Я там ежегодно платил бы (с таким же авто) 210–300 евро (9000–12 000 рублей). При этом максимальные выплаты за поврежденное имущество и авто не ограничены и могут достигать миллиона евро, «по здоровью» – до 10 миллионов! Эксперты рассчитывают стоимость ремонта с помощью специальных программ (Audatex, EurotaxGlass, DAT и т. д.), в которых используются цены запчастей, согласованные с автопроизводителями, – поэтому проблем с ремонтом у потерпевших, как правило, не возникает.

Это, что называется, теория. Чтобы понять, насколько различается на практике стоимость ремонта по ОСАГО в Германии и в России, мы попросили экспертов рассчитать, во что обойдется ремонт конкретного автомобиля. Например, «Ниссан-Тиида» в результате ДТП получил серьезный удар в бок, требуется замена передней двери, другие работы. Так на какую сумму может рассчитывать потерпевший?

По мнению отечественных экспертов, замена двери и небольшой ремонт (рихтовка и окраска крыла, работа электрика) обойдутся в 48 000 рублей. Хватит ли этих денег? Сомневаюсь. Только голая некрашеная дверь в Москве стоит 12 000 рублей!

А вот немецкий эксперт (компания «Автоэкспертное бюро, Владимир Бернгардт») оценил восстановление этого же автомобиля в 5000 евро, или 200 000 рублей. Разница существенная! И не забывайте, что житель Германии может рассчитывать на прокатный автомобиль на время ремонта.

Вот за такое ОСАГО я двумя руками.

Ремонт этого автомобиля наши эксперты оценили в 48 000 рублей, в Германии на ремонт выделили 5000 евро. Немецкие эксперты для расчета стоимости ремонта используют специальные программы (Audatex, EurotaxGlass, DAT и т. д.). Заложенные в них цены согласованы с автопроизводителями, поэтому проблем с ремонтом у потерпевших не возникает. Единых методик расчета в России нет. Как следствие, размер страхового возмещения порой в два раза меньше реальных затрат.

Владелец поврежденного автомобиля – житель Германии на время ремонта может арендовать машину. Бесплатно!

Подпишитесь на «За рулем» в