Радар-детекторы: шапка-невидимка
БЕЗОПАСНОСТЬ И БЕСПОЛЕЗНОСТЬ
Разброс цен на представленные радар-детекторы почти десятикратный – от 1800 до 16 900 руб. За разные деньги они предлагают широкий набор смежных специальностей – от знания казахского языка до визуализации электронного компаса. Но мы выбираем не затейливую безделушку, а прибор.
Заметим, что нашу с вами безопасность он обеспечит только в том случае, если не будет заставлять водителя вглядываться в трудночитаемые строчки на подслеповатом дисплее, пускать корпусом солнечные зайчики, отражаться в ветровом стекле, нервировать дребезжанием кнопок. И не свалится на полном ходу куда-то под педали. Кроме того, питающий провод не должен натягиваться струной, а громкость звука хорошо бы легко регулировать одним движением пальца. Именно такие особенности проверяемых радар-детекторов мы и свели в таблицу. А вот наличие вольтметра и знание языков отнесли к второстепенным.
ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ
Если назвался радар-детектором, изволь заранее предупреждать водителя: не снизишь, мол, скорость – ухудшишь свое благосостояние. На бумаге все изделия козыряют диапазонами, частотами и легковесными посулами. Но, скажем, обещание ловить лазерное излучение в круговом диапазоне – это, как сказал бы булгаковский Коровьев, типичный случай так называемого вранья. Господа, какие там 360 градусов! Ни один из проверенных радар-детекторов не «увидел» лазерную «Лиру» (самый новый и редкий у гаишников прибор) даже вплотную, не то что загодя. Только один из «вистлеров» жалобно пискнул, когда его ткнули носом прямо в излучатель, но тут же застеснялся своего штрейкбрехерства и замолчал, решив не выделяться из общей массы. Для очистки совести мы прокатились на тестовом автомобиле туда-сюда несколько раз – увы, «Лира» все так же считывала нашу скорость на глазах у бесполезных электронных помощников. Итог – полный провал радар-детекторов и победа лазерного прибора самой новой разработки.
Впрочем, это единственный крупный прокол, отчасти предсказуемый. Ту же «Стрелку» всего год назад никто не умел ловить, а сегодня это делает любой прибор, кроме явных аутсайдеров. С нею на этот раз справились все испытуемые, но опознавали ее с разного расстояния. Зато «Бинар» ловили без труда. Чуть сложнее дался КРИС. А вот «Кордон» двум приборам оказался не по зубам. Любителям цифр и оценок мы приготовили таблицу с результатами технических испытаний. Отметим, что при равенстве набранных баллов приоритет получали более дешевые радар-детекторы.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Испытания мы проводили не только на тестовой дорожке с заранее проверенными-перепроверенными радарами, но и на реальных трассах, намотав по ним примерно 2000 км. Так вот, рекорд дальности обнаружения той же «Стрелки» на дороге М10 «Россия» превысил 4 км!
Поначалу сами не поверили, но затем убедились: да, все верно. Скорее всего, мы нарвались на идеальное прохождение сигналов в конкретной дорожной ситуации. Но кому от этого легче, если радар-детектор начинает трещать без умолку?
Порой хочется выдернуть из гнезда все эти «вистлеры», «кобры» да «стингеры». Та же ситуация в Москве, где радары и имитаторы таковых поселились чуть ли не на каждом дереве.
Вот такими нас видят полицейские.
Историческая победа средств контроля скорости над приборчиками для их обнаружения неизбежна. Как очевиден и следующий шаг в борьбе за безопасность на дорогах: рано или поздно каждый автомобиль, сходящий с конвейера, будет оснащен активной системой реагирования на знаки, светофоры и т. п. Водителю же останется лишь подчиняться принятому за него решению.
Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.
ПО МЕСТАМ
21 Stinger S430 ST
Ориентировочная цена, руб. 5300
Хвалить не за что: «Кордон» не увидел, «Стрелку» и КРИС поймал поздно.
20 Crunch 224B
Ориентировочная цена, руб. 2650
Устройство отказалось ловить «Кордон» и с трудом поймало «Стрелку». Да и КРИС был замечен не сразу. Единственным оправданием служит довольно низкая цена.
19 SQ 520
Ориентировочная цена, руб. 2500
«Кордон» был замечен лишь за 300 м. Да и «Стрелку» увидел поздно. Зато недорогой (но абсолютный чемпион стоит меньше).
18 Stinger car Z3
Ориентировочная цена, руб. 8800
Поздно замечает «Кордон» и «Стрелку». Соотношение цена/качество привлекательным не назовешь.
17 Highscreen Black Box Radar plus
Ориентировочная цена, руб. 9000
Неплохая задумка – соединить радар-детектор с видеорегистратором. Отличный прорезиненный корпус, компактная присоска с регулируемым креплением. Но не продуманы ни быстрое отсоединение от присоски, ни расположение кнопок, ни логика управления. Да и таланты средние.
16 WHISTLER Pro-80ST Ru
Ориентировочная цена, руб. 9500
На помехи отзывается неактивно. «Стрелку» видит довольно плохо. «Кордон» заметил на 200 м позже лидеров. КРИС и «Бинар» поймал запросто. При движении слегка дребезжит. Соотношение цена/качество среднее.
15 WHISTLER Pro-70ST Ru
Ориентировочная цена, руб. 6500
На помехи реагирует редко. Нет отдельного сегмента на «Стрелку» – включает «к5»; обнаруживает ее довольно поздно. «Кордон» замечает не сразу. Соотношение цена/качество среднее.
14 SUPRA DRS-56VST
Ориентировочная цена, руб. 3100
Блестящий корпус отражается в стекле. Электронная регулировка звука неудобная. «Стрелку» берет неохотно, на «Кордоне» замешкался. Соотношение цена/качество очень хорошее.
13 Cobra VEDETTA
Ориентировочная цена, руб. 10 700
Экстравагантно: поворотный дисплей, сенсорные элементы управления, огромный корпус. В такой экран просится видеорегистратор. Инструкция невнятная. «Стрелку» видит довольно поздно, зато прочие СВЧ-радары берет с лету. В целом задумка странная.
12 Cobra RU 865
Ориентировочная цена, руб. 8500
Мудреные настройки. «Стрелку» называет так: «K импульсный». И ловит ее с трудом. Зато остальные СВЧ-радары берет на отлично. Ложных срабатываний немного. Соотношение цена/качество среднее.
11 SUPRA DRS-i68VST
Ориентировочная цена, руб. 4200
Приятный дисплей. Блестящий корпус с претензией на стильность бликует. Радары ловит средне. Соотношение цена/качество неплохое.
10 Crunch Q65 STR
Ориентировочная цена, руб. 3400
Средние радарообнаружительные способности. Но и цена не космическая.
9 Street Storm STR-9000EX
Ориентировочная цена, руб. 7600
Очень приятный корпус. Тягомотина с длинными начальными проверками. О «Стрелке» голосом не предупреждает и ловит ее неважно, но остальные СВЧ-радары берет уверенно. Соотношение цена/качество среднее.
8 Stinger RX-95USTM
Ориентировочная цена, руб. 16 900
С поимкой радаров справился хорошо, чуть отстав от лидеров. Но сумасшедшая стоимость отбивает желание его приобрести. Зато есть пульт дистанционного управления.
7 Silver Stone F1 Z77 Pro
Ориентировочная цена, руб. 2800
Радар-детектор с GPS-сопровождением. Можно задать скоростной диапазон, например с 80 до 120 км/ч, – только в этих рамках он и будет пищать. Есть возможность обновления базы камер и внесения точек пользователя в память прибора. Хорошо садится на крепление, но не всегда фиксируется. Показывает силу сигнала, в том числе для «Стрелки». Лучший по соотношению цены и качества.
6 Silver Stone F1 Z77ST
Ориентировочная цена, руб. 3600
В группу лидеров не вошел, чуть споткнувшись на «Кордоне». Очень чувствителен к автомобильным дверям и прочим помехам. При креплении на присоску попадание хорошее, но не защелкивается, упираясь в резинку. Соотношение цена/качество очень хорошее.
5 SHO-ME STR-535
Ориентировочная цена, руб. 2300
Достаточно тихий. Похоже, что иногда путает диапазоны: пишет то «Стрелка», то KU. Есть неточности в инструкции. Чуть отстал от лидеров при поимке «Кордона». Соотношение цена/качество очень хорошее.
4 SHO-ME G-800
Ориентировочная цена, руб. 3700
Радар-детектор с GPS-сопровождением вошел в группу лидеров, получив максимальный для наших испытаний балл. Бывают ложные срабатывания. Соотношение цена/качество хорошее.
3 SHO-ME STR-525
Ориентировочная цена, руб. 2100
Вошел в число лидеров теста. Соотношение цена/качество отличное.
2 Silver Stone F1 X330ST
Ориентировочная цена, руб. 1800
Максимальная оценка по специальности и уверенное лидерство.
1 Silver Stone F1 Z550ST
Ориентировочная цена, руб. 2100
Отличное соотношение цена/качество и заслуженная победа в тесте.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Верно ли, что глушители лазерных измерителей не относятся к антирадарам, а потому не являются незаконными?
Все зависит от законодательства конкретной страны. В США, к примеру, во многих штатах запрещены даже радар-детекторы. А вот про «глушилки лазеров» федеральные законы ничего не говорят. Однако же десяток штатов считает их незаконными.
Имеют ли радары погрешность?
Да, конечно. Но не такую, как автомобильные спидометры, которые всегда только завышают реальную скорость. У радаров погрешность симметрична. У некоторых ± 1 км/ч, у других ± 2 км/ч. В лазерных приборах погрешность зависит и от самого прибора, и от измеряемого значения: чем оно больше, тем выше погрешность. Перед поставкой покупателю все приборы проходят госповерку. Никаких сдвигов в бóльшую или меньшую сторону заложить нельзя в принципе: Госстандарт следит, чтобы погрешность оставалась в заданных рамках. В противном случае бизнес заканчивается. Согласно метрологическим правилам погрешность самого стенда, на котором поверяется измерительная техника, должна быть по крайней мере в три раза меньше, чем погрешность поверяемого прибора. Сейчас измерительные поверочные стенды имеют погрешность ± 0,3 км/ч.
Зачем нужен режим самодиагностики, которую проводит радар-детектор при включении? Ведь никакие радары при этом не используются…
Самодиагностика затрагивает только механизмы оповещения – визуальные, голосовые и световые. Это, в частности, позволяет владельцу запоминать, какой сигнал соответствует, скажем, «Стрелке», а какой – лазеру. Но ответа на вопрос, какие из радаров этот прибор действительно ловит, при этом не получить.
В интернет-магазинах появились наклейки на номера: заклеиваешь циферку – и камера ее не видит. Незаконность очевидна, но возможно ли такое технически?
Возможно. Частотно-избирательные поверхности, у которых разный коэффициент отражения в разных диапазонах длин волн, давно известны и в оптике, и в СВЧ. Поэтому накладочка, которая в видимом диапазоне поглощает световое излучение (поэтому выглядит черной), а в инфракрасном диапазоне отражает (на экране выглядит белой и сливается с фоном), в принципе будет работать.
Заметим, что прожекторы в фоторадарах светят в темноте, в светлое время суток их обычно выключают. А днем, в видимом диапазоне, номер читается хорошо. Кроме того, производители фоторадаров начинают использовать подсветку на границе видимого диапазона и инфракрасного – в зоне так называемого глубокого красного. Частотно-избирательные поверхности четкой границы (тут – отражаю, там – поглощаю) не имеют: она размыта, поэтому подсветка на краю видимого диапазона и водителя ослеплять не будет, и камере позволит все видеть ночью. В этом случае фокусы с накладками уже не прокатят: зафильтруешь глубокий красный – изменится внешний вид номера днем, а это уже совсем наглое нарушение закона. Проще номерной знак вообще снять.
Благодарим санкт-петербургскую компанию «СИМИКОН»
за предоставление измерительной аппаратуры