Водители-профессионалы вымирают как класс
«Смена калибра» без подготовки
Факты таковы. Сегодня средний возраст профессионального водителя в России составляет 40 лет, а средняя продолжительность его жизни — 48 лет. Несложно понять, что через десяток годков в стране практически некому будет управлять грузовиками и автобусами.
Уже сейчас ощущается дефицит кадров, но пока его покрывают гастрабайтеры с Украины, из Молдавии и некоторых других бывших советских республик, поделился сведениями Александр Котов. Владельцы автопредприятий охотно пользуются их услугами по известным причинам: иностранная рабсила мирится с небольшими зарплатами, что платят «вчерную», молча переносят проживание в вагончиках и прочую бытовую неустроенность.
Но это до времени. Российская фискальная система вытесняет бизнес из «тени», и вскоре у работодателей пропадет преимущественный интерес нанимать иностранных рабочих. А своих — дефицит.
Не только количественный. Сегодня владельцам прав с открытыми категориями «С» или «СЕ», не знавшим ничего крупнее среднетоннажного автомобиля, доверяют управлять большегрузами, автопоездами с негабаритными, опасными грузами. Водители с категорией «D», управлявшие не более чем 10-12-местным автобусом, сразу пересаживаются за руль многоместного лайнера. Но ведь «смена калибра» требует предварительной подготовки и учебного практического опыта. Для вождения тяжелого транспорта нужно особенное чувство состава, скорости, плавности движения. Водитель тяжеловоза обязан проследить, чтобы груз в кузове был правильно распределен (надо знать, что такое «правильно») и зафиксирован, дабы не нарушился баланс. Что особенно важно для автобусников: даже если все пассажиры пристегнуты ремнями, при маневрировании все равно образуется децентровка, а автобусы особенно склонны к опрокидыванию.
Советские кадры не вывезут
Отрасли до последнего времени хватало тех, кто получил права еще в советские времена. Тогда при крупных АТП существовали учебные комбинаты, где в основном бесплатно, а то и со стипендией готовили водителей «для себя»: после полугодичного курса выпускники были обязаны отработать на предприятии год, а то и два. В зависимости от преимущественного профиля перевозок АТП (сыпучих в самосвалах, стройконструкций на панелевозах, автопарк «скорой помощи» и т.п.), и новичкам прививали ту же специализацию. Отчисляли разгильдяев, пьяниц, кто попросту «не тянул»… Случайные люди за баранку не попадали. В профессию стремились, а попасть на междугородные, тем более, на международные перевозки считалось сверхпрестижным. Единой государственной учебной программы не существовало, однако во всех автокомбинатах людей готовили по высшим меркам требований.
— Сейчас нужна именно государственная программа. Не только учебные планы, но и бюджетное финансирование, — считает глава профсоюза водителей-профессионалов.
Парикмахеры важнее?
Вопрос корреспондента «За рулем.РФ»: какие основания надеяться на финансовое участие государства? Разве не достаточно, что оно создало условия для коммерции перевозок? Так пусть бизнесмены и готовят кадры для своего бизнеса…
Те, кто в состоянии, так и поступают, но их — единицы, отвечал Александр Котов. Бизнес перевозок в довольно жалком состоянии. На последнем Международном автомобильном форуме представитель министерства транспорта Германии сообщил, что на подготовку водителя-профессионала в стране расходуется 26 тыс. евро. Когда же спросили нашего бизнесмена-перевозчика, сколько он готов платить, тот ответил: не свыше 10 тыс. руб., больше не потянет.
По той же причине нельзя рассчитывать, что кадры можно готовить в существующих автошколах. Это коммерческие организации, они зарабатывают на том, что имеет спрос — на курсах водителей легковушек. Обучение на «грузовые» права проходит дольше, обходится куда как дороже - не меньше чем в 20 тыс. руб. с человека. Немногие молодые люди способны отдать такую сумму. Потому спроса на «профессиональные» курсы никакого. А раз так, в автошколах нет профильных преподавателей, программы если и есть, то из советских времен и рассчитанные на технику, выведенную из эксплуатации.
Еще один веский аргумент привел представитель профессионального водительского сообщества. Когда-то в стране стало не хватать поваров и парикмахеров — и создали государственные учебные учреждения, в которых начали готовить этих специалистов. Ситуация с водителями тяжелой автотехники сейчас предкризисная, и она может больно отразиться на экономике страны. Это и вопрос безопасности дорожного движения: «необстрелянные» на многотонных грузовиках представляют большую угрозу, чем необученные повара и парикмахеры. Государство просто обязано вмешаться в ситуацию.
Свои мысли Александр Котов озвучил на заседании рабочей группы по общественному контролю организации дорожного движения при МВД и Минтрансе. Анатолий Кучерена, член Общественной палаты РФ, который вел обмен мнениями, сказал, что предложение услышано.