Северный пробег: на рыбалку? На рыбачий!
МОХ, СКАЛЫ И ВЕТЕР
О маленьком полуострове на Крайнем Севере знает практически каждый житель России по известной песне военных лет «Прощайте, скалистые горы». Помните припев: «Растаял в далеком тумане Рыбачий – родимая наша земля…»? Вот мы и решили двинуть к легендарной земле на доступных полноприводниках. Основное желание – проверить на прочность «Рено-Дастер» в экстремальных условиях. Предвидя нелегкий маршрут, в качестве соперников выбрали самую обычную, трехдверную «Ниву» – «Ладу 4×4», на современный лад. Легендарный, любимый народом автомобиль недавно сильно изменился с инженерной точки зрения. Именно проведенные заводом улучшения и стали наиболее весомым аргументом в жарком споре со сторонниками «Шеви-Нивы», которая идеологически, несомненно, наилучшим образом подходит в пару к «Дастеру».
Модернизированный пикап «СанЙонг-Актион Спортc» к спору народных любимцев отношения не имеет. У грузовика совершенно другие задачи и иные одноклассники. Ему была уготована участь рабочей лошадки: палатки, провизия, канистры с топливом, комплект альтернативных дастеровских шин. Все понимали: маршрут по полуостровам прогулкой не будет, поэтому основным участникам лучше двигаться налегке.
Маршрут: Москва – Мурманск – хребет Муста-Тунтури – полуостров Средний – полуостров Рыбачий – мыс Немецкий. Последний – крайняя северная точка материковой России. Мы, Игорь Моржаретто, Александр Крапивин, Кирилл Милешкин, Анатолий Пугач, Александр Батыру и ваш покорный слуга все-таки добрались до нее. Дальше было только Баренцево море, его величество Ледовитый океан ну и Северный полюс, конечно. Здесь, в отличие от цивилизованного норвежского Нордкапа, почти нет дорог, лишь сплошные следы войны, изъеденные временем, – череда братских могил. А как еще было хоронить павших на той самой войне, когда вокруг только мох, скалы и ветер?
КУРС – НА КОЛЬСКИЙ
До Мурманска идем накатанно: через Ярославль, Вологду, Вытегру, Пудож. Нас сопровождает жуткий ливень. По мере сил боремся со стихией: машины поднимают тучи брызг и неприятно рыскают в залитых колеях. В рации звучат робкие предложения не спешить, а то и остановиться переждать. Но жесткий график (к вечеру надо быть в Медвежьегорске) заставляет упорно штурмовать хлябь. Впереди более 1000 км, а на новой, толком не обкатанной «Ниве» (1500 км на одометре) это бог знает сколько часов пути. Пока она в колонне не только главный пожиратель топлива, но и ограничитель скорости.
Первые впечатления явно в пользу «Дастера»: он радует дизелем, комфортной подвеской, умеренностью в шумах и вибрациях. Но недолюбливает резких движений газом – запаздывание турбины и экологическая удавка на педали требуют тщательной оценки ситуации при обгонах. Зато, набрав крейсерский ход, «Дастер» экономично летит к намеченной цели, легко поддерживая на спидометре застолбленные «Нивой» 110 км/ч. Первые испытания для шасси наступают уже за Вологдой, где северная дорога начинает морщиться и плясать под колесами. От жестких «блямс» еще удается увернуться, но раскачка задней части «Рено» настораживает. Позже и другие водители начинают критиковать неважную энергоемкость подвесок, особенно задней. В итоге снижаем темп. А ведь загрузка кроссовера далеко не полная – трое в салоне и кое-какая поклажа.
Колдобины только начались, а «Лада» все увереннее маячит в зеркале заднего вида. Всех изменений, коснувшихся этого вседорожника, сразу и не перечислишь. ШРУСы вместо крестовин, противовес на раздаточной коробке – это всё для снижения шумов и вибраций. Измененное расположение задних амортизаторов улучшило работу подвески. Ах да, еще у нашей машины – ведь она из самых последних партий – сцепление большего диаметра, окраска кузова по приоровской технологии, появились ходовые огни и индикация непристегнутого ремня. Вообще-то, на эту версию ставят также антиблокировочную систему, но здесь ее почему-то не оказалось. Видимо, на конвейере не хватило...
В «4×4» откровенно раздражают лишь три вещи: ужасное переднее сиденье, чья стальная поперечина с инквизиторской жестокостью впивается в поясницу; скромный продольный диапазон перемещения кресла (ступню на педали акселератора приходится выворачивать) и огромный «семерочный» руль – его смысл в сочетании с гидроусилителем вообще непонятен. С остальным миримся. Соловьиные трели отчетливо слышны из раздатки. Еще достают не вполне круглые, плохо отбалансированные шины. Парадокс: с карданами вопрос решили (работают превосходно!), с раздаточной коробкой тоже почти разобрались – теперь загвоздка в шинах, идущих на первичную комплектацию?
Тем не менее едет «Лада» сотню за сотней километров и, вопреки прогнозам пессимистов, ломаться не собирается. Нравится ее неплохой, особенно на средних оборотах, двигатель. Хотя на затяжных подъемах его приходится подкручивать четвертой передачей, а то и третьей. Кстати, на «Шевроле-Нива» этот же мотор воспринимается более задушенным, работающим практически на пределе возможностей, а здесь все процессы хотя и неторопливы, но происходят как-то жизнерадостней. «Дастер» резвее, но не настолько, чтобы «Лада» чувствовала себя явно проигравшей. В наших условиях главный ее козырь – грамотно настроенные подвески. Глубокие волны, ямы, рытвины – всё нипочем, ни единого намека на пробой или раскачку кузова. Помнится, до модернизации она любила попрыгать на дороге. Теперь же все колдобины легко и непринужденно исчезают под колесами. И чем хуже дорога, тем безупречнее поведение.
«Актиону Спортс» пока достается в основном критика за недостаточно вместительный грузовой отсек. Так что оптимизм по поводу рабочей лошадки быстро угас: 16-дюймовые колеса «Дастера», домкрат и 20-литровые канистры заняли бóльшую часть кузова. В результате главный водитель пикапа Игорь Моржаретто стоически рулит в обществе сумок, ящиков с провизией и чьего-то чемодана, распиханных по салону.