Воров госномеров отбросили в прошлое
— С утра к нам выстроилась очередь, — рассказал корреспонденту «За рулем.РФ» Геннадий, сотрудник столичной «номерной» мастерской на Вагоноремонтной улице (здесь место бойкое — рядом регистрационные службы ГИБДД).— Но быстро рассосалась: оформление бумаг занимает минуты. Бумага, впрочем, одна: в нее нужно внести реквизиты ПТС и водительских прав. Документы, естественно, предъявить. И расписаться в ответственности за то, что утраченный комплект номеров действительно утрачен, а не припрятан. Пока заказчик ходит платить за услугу, комплект готов.
Защищены ли теперь от вымогателей владельцы машин с иностранными госзнаками? Вспомним, у нас этот «бизнес» расцвел с шантажа зарубежных автотуристов: без номеров они стали бы обездвиженными — потому чаще всего платили выкуп. Теперь в российских городах пруд пруди автомобилей со знаками сопредельных государств. Все ли их владельцы законопослушны и стоит ли им, обворованным, сочувствовать — другой вопрос. Однако среди них весьма много наших сограждан, людей приличных, по разным причинам передвигающихся с инономерами (что законом не запрещено), и они, по идее, имеют право пользоваться всеобщим для россиян упрощенным порядком.
Не могут, заявили редакции в ряде «номерных» мастерских: «У нас даже нет оборудования, на котором можно было бы воспроизвести копии с учетом зарубежных стандартов и дизайнерских особенностей оригиналов».
Помочь прояснить ситуацию и дать практический совет мы попросили полковника полиции Дмитрия Митрошина, замначальника отдела нормативно-правового регулирования ГУ ОБДД МВД РФ.
Упрощенный порядок получения дубликатов распространяется только на номера, выданные в РФ — и точка, рассказал эксперт. Международных соглашений по этому поводу не существует. Отсюда, если и с автомобиля россиянина за границей скрутят номера, ему тоже ни на какие обязательства страны нахождения надеяться не приходится.
Вариантов выхода из ситуаций для тех, кто в России передвигается с иностранной регистрацией, немного. Ездить без номеров на свой страх и риск — но это до первого автоинспектора. Везти автомобиль на эвакуаторе до границы — разорительно. Остается ехать самому к месту «прописки» авто и там получать дубликаты номеров. Тоже недешево, но иного не дано.
Сейчас ведутся переговоры с Белоруссией о выдаче на подобные случаи транзитных номеров. Они затянулись — возникли правовые сложности. После обращения пострадавшего в ГИБДД о краже номеров российская дорожная служба обязана сделать в электронном виде запрос коллегам-белорусам и получить ответ, действительно ли такая-то машина зарегистрирована. Поскольку в письме персональные данные, их, по закону, нужно шифровать. Чтобы другая сторона могла запись прочитать, кто-то из нас — мы или белорусы — должны передать шифровальные ключи. Однако законодательство запрещает экспортировать все, что относится к криптографической защите.
Возможно, выход будет найден, но когда — непонятно. И потом, переговоры ведутся лишь с Белоруссией. Так что все, ездящие с зарубежными госзнаками, должны быть готовы к тому, что для воров-вымогателей они становятся объектом первостепенного внимания, заключил полковник полиции Митрошин. А значит, номерной бизнес вернулся в исток, с которого и растекался, — иностранцам.