Удастся ли автомобилистам сэкономить в 2014-м?

Наверняка кто-то пафосно назовет уходящий 2013-й годом рождения графического символа российского рубля. Но автомобилисту важно стоимостное наполнение причудливой литеры — как возрастут расходы автовладельцев в наступающем? Возрастут ли вообще, никто даже не спрашивает.

Здравствуй, здравствуй, новый рубль! Сколько стоит сесть за руль? www.zr.ru

Здравствуй, здравствуй, новый рубль! Сколько стоит сесть за руль? www.zr.ruНаверняка кто-то пафосно назовет уходящий 2013-й годом рождения графического символа российского рубля. Но автомобилисту важно стоимостное наполнение причудливой литеры — как возрастут расходы автовладельцев в наступающем? (Возрастут ли, никто не спрашивает).
Наверняка кто-то пафосно назовет уходящий 2013-й годом рождения графического символа российского рубля. Но автомобилисту важно стоимостное наполнение причудливой литеры — как возрастут расходы автовладельцев в наступающем? (Возрастут ли, никто не спрашивает).

С чем провожаем

Но прежде по традиции вспомним знаковые события уходящего автогода, что он дал и отнял у автомобилистов.

  • Самое радостное: отменен пресловутый «ноль промилле»! Приличные люди уже полгода не опасаются быть обвиненными в пьянстве за рулем из-за остаточного фона поутру.
  • Возросли ставки транспортного налога.
  • Возобновилась и аккурат в новогодние праздники финиширует госпрограмма льготного автокредитования — она должна была простимулировать продажи почти полумиллиона авто (дождемся январского оглашения результатов). Программу собирались закрыть в 2014-м, но, во-первых, лимит на госсубсидии народ выбрал неожиданно быстро, а во-вторых, в экономике проявились явные признаки рецессии, так что правительство свернуло программу досрочно.
  • Летом впервые количество проданных иномарок, в том числе произведенных в РФ, сравнялось с количеством проданных отечественных. Похоже, тенденция сдвига покупательских предпочтений в этом направлении сохранится.
  • С 1 сентября действуют изменения в КоАП, ужесточившие наказания почти по 60 видам нарушений ПДД. Минимальная сумма штрафа подскочила со 100 до 500 руб., максимальная составляет 50 тысяч.
  • Средневзвешенная цена купленных легковых авто в первом полугодии снова возросла на 3%, до 28 160 долл. (в предыдущем она составляла 27 330 долл., в 2009-м — 21 270 долл.). По итогам года этот показатель может возрасти: при общем падении рынка продаж спрос на дорогие машины не снижается.
  • У автомобилей — прежде всего в Москве — все активнее отнимали дорожное пространство, отсекая его для выделенных полос под общественный транспорт. В столице протяженность «выделенок» уже превышает 170 км, а вскоре составит 200 км.
  • Президент подписал закон о налоге на сверхдорогие автомобили — стоимостью свыше 3 млн руб. Пусть и для избранного круга лиц, но событие стало резонансным: сделан шаг к реализации обещания президента ввести сборы со всякой роскоши.

Вдогонку еще два свежих, но не до конца свершившихся факта. К первому чтению в ГД рекомендован законопроект об уголовной ответственности за кражу автомобильных номеров. Преступников собираются штрафовать на сумму до 200 тыс. руб. и даже лишать свободы на год. И второй факт. Депутаты предложили разрешить автомобилям по ночам двигаться и останавливаться на полосах для общественного транспорта. Слушания обоих законопроектов пройдут во время весенней сессии. Будем надеяться, их примут, и, скорее всего, они станут первыми «автомобильными» законами в новом году.

Вместе с тем прочие перспективы подъема духа не вызывают.

Топливо

Автомобилисты сидят на «топливной игле», заправка — постоянный и (все уже свыклись) растущий расход водителей. Насколько больше оставим на АЗС в 2014-м? Антимонопольный комитет утверждает, что не свыше того, что отберет инфляция, то есть около 7%. В 2013 году примерно так и вышло: за 9 месяцев в сравнении с таким же периодом предыдущего года рост стоимости топлива составил 7,9% (пренебрежем десятыми, тем более к концу года бензин слегка дешевел, хотя солярка и шла вверх).

Считаем: если средневзвешенная по стране цена топлива к началу декабря составила 30,7 руб./л, то с инфляционной прибавкой к концу следующего года она возрастет до 33 руб./л.

Но возникли другие факторы удорожания. В наступающем ставка НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) повысится почти на 5%. Понятно, что нефтяники постараются вернуть себе эти деньги за счет повышения отпускных цен на свой товар.

Дальше: ставка акциза за тонну бензина класса Евро-4 возрастет в сравнении с 2013 годом на 1,32 тыс. руб. за тонну, Евро-5 — на 1,44 тысячи. Значит, накинем еще примерно 1,3-1,5 руб.

Вице-премьер Аркадий Дворкович допускает, что стоимость автотоплива увеличится в общей сложности на все 10%. В денежном же выражении, по прогнозу Союза нефтепромышленников России, цена самого ходового товара может составить: Аи-92 — 35-36 руб., Аи-95 — 37-38 руб.

Но и это не все. В «Российских железных дорогах» заявили, что намерены повысить стоимость перевозок дизтоплива на 12%. «Коммерсантъ» подсчитал, что это приведет к удорожанию товарной солярки на 1%, то есть еще на треть рубля. По словам гендиректора компании City Express Алексея Кичатова, в прогнозах цен на топливо легко ошибиться — динамика этого показателя не всегда поддается логике. «Сколько раз бензин дорожал без казалось бы объективных на то предпосылок?!» — вопрошает эксперт.

Экологический сбор

Особые условия могут возникнуть для владельцев старых машин. Минприроды и Минпромторг предложили ввести экологический сбор на автомобили, работающие на топливе стандартов Евро-1 и Евро-2 — чтобы вынудить покупать современные. Защита среды — цель благородная, но не во всех случаях выполнимая. Иным дешевле будет ежегодно платить возросший налог, чем за раз отдать крупную сумму за новое авто...

Много ли таких недостаточно имущих? По данным одного из опросов, примерно каждый пятый автовладелец страны оставляет на АЗС менее 2 тыс. руб. в месяц (4% опрошенных — меньше 1 тыс.). С большой долей вероятности можно предположить, что этот каждый пятый мало ездит, потому что экономит — нет лишних рублей на бензин. (На минуточку: каждый пятый из более 40 млн «действующих» автомобилистов — 8 млн человек!)

Транспортный налог

На рухлядь может навалиться экологический сбор. Некогда его предлагали внедрить в транспортный налог. Но общественные организации провели кампанию за отмену этого отдельного налога, чтобы включить его в цену автотоплива. За то же в свое время ратовал Владимир Путин. Логика проста и здрава: конечно, платить надо, но пропорционально пробегу, реальному расходу топлива своей машины, а также количеству вредных выбросов. Кто больше пользуется дорогами и больше дымит, тот больше платит.

Почему об этом зашла речь в разговоре о предстоящих расходах в 2014 году? Акция за отмену транспортного налога (ее инициировала Федерация автовладельцев России) продолжается в форме голосования на сайте «Российской общественной инициативы». По существующему порядку, госорганы примут вопрос к рассмотрению, если «за» выскажется не менее 100 тысяч граждан. Сейчас счетчик показывает цифру более 66 тысяч, голосование закончится 3 апреля 2014 года. Если вы за модернизацию транспортного налога, не тяните. При благоприятном стечении обстоятельств решение могут принять уже в наступающем году, что для многих будет означать уменьшение транспортного налога.

Автострахование

ОСАГО — животрепещущая тема. На 99% можно быть уверенным, что стоимость полиса обязательного автострахования возрастет. На сколько — непонятно. После принятия Госдумой в первом чтении поправок в Закон об ОСАГО о повышении в несколько раз сумм компенсаций после ДТП страховые компании попытались пропорционально увеличить и цену полисов — иначе, мол, разоримся. Им указали на непомерные аппетиты и лукавство. В самом деле, все десять лет существования «автогражданки» страховщики собирают суммы за проданные полисы практически вдвое большие, чем выплачивают при компенсациях ущерба. Скажем, в 2012 году СК собрали свыше 121 млрд руб., тогда как на возмещения истрачено 63 млрд. Однако страховщики продолжают настаивать на повышении цены полисов, теперь на 50-70%.

Настырные вознаграждены. Во всяком случае, подметил руководитель Главстрахконтроля Николай Тюрников, если еще недавно оппоненты страховщиков отказывались в принципе обсуждать рост стоимости полисов ОСАГО, то нынче прогнозируют, что речь может идти о 25-процентной прибавке. Центробанк торопит: тарифы ОСАГО должны быть согласованы до 1 июля 2014 года.

Но не спешите готовить допсредства на «автогражданку» — в следующем году пронесет: если подорожание и состоится, то лишь в 2015-м. Если, конечно, не произойдет непредвиденное. Например, если Дума не воспримет всерьез предложение депутата Натальи Бурыкиной «скрестить» в одном договоре ОСАГО с каско. Или ввести пункт о франшизе — выплачивать компенсацию только после определенного порога суммы ущерба (понятно, как отнесутся к франшизе хотя бы в 10 тыс. руб. те, кто не позволяет себе тратить на бензин больше 2 тыс. в месяц). Дмитрий Медведев предлагал формировать стоимость полиса в зависимости от возраста машины (привет экологическому сбору!). Остается лишь уповать на то, что профильная комиссия ГД сможет дипломатично разъяснить, что подобные предложения — от незнания автомобильной жизни.

В страховании по каско заметные изменения в тарифах не произойдут, уверен руководитель Центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец. В доказательство он привел данные, отражающие динамику стоимости. По итогам 9 месяцев 2013 года средний тариф для граждан составлял 4,7% стоимости автомобиля, что всего на 0,3% больше, чем в предыдущем году. Для тех, кто страхует по каско, такое же повышение в 2014-м, вправду, на уровне бухгалтерской погрешности.

Об изменениях в страховых продуктах, которые применяют в бизнесе перевозок, рассказал Андрей Романов, начальник отдела «Росгосстраха». Тарифы на добровольные виды наверняка продолжат, как и в 2013 году, несколько снижаться, так как рисков немного. Что же касается «зеленой карты» (аналог ОСАГО при международных перевозках), то ее стоимость может меняться только в связи с изменениями курса евро — цена полиса привязана к единой европейской валюте.

Цены новых авто

Кстати, тем, кто соберется приобретать новый автомобиль, нелишне отслеживать движение курсов основных валют — от них отчасти зависит стоимость импортируемых машин и тех, что собирают в РФ из ввозимых компонентов. Приходится об этом говорить, поскольку недавно курсовая стоимость евро преодолела порог 45 руб. — это тот уровень, которого мы не знали несколько лет.

Но призовем весь свой оптимизм: компании-импортеры, разумеется, заложили в рублевую цену машин некоторый резерв на случай резкого скачка курса валют и до последнего не станут менять розничные цены (даже в ущерб части прибыли). Тем более от резких движений их сдерживает ценовая конкуренция на рынке. Кроме того, Центробанк в последние годы продемонстрировал, что умеет мастерски предупреждать курсовые скачки, а денежных резервов для маневров на бирже хватает. И все же потенциальному покупателю лучше держать нос по ветру.

Другое дело, на стоимости импортируемых машин может сказаться введение утилизационного сбора. Первоначально Правительство РФ собиралось оградить от такой судьбины автомобили, собранные в режиме промсборки на заводах «обрусевших» иностранных производителей. Но вынуждено было уступить натиску Еврокомиссии, защищающей принцип равных конкурентных условий для членов ВТО. Эксперты прогнозировали, что машины VW, Toyota, Renault могут вздорожать в 2014 году на 5-15%, а цены на грузовики и автобусы, включая «ГАЗели», — до 140 тыс. руб.

Однако Кабмин нашел выход: с формулировкой «на производство экологичных автомобилей (классов Евро-4 и Евро-5), энергозатраты, сохранение рабочих мест и научные разработки» обещал субсидировать местные заводы больших брендов в сумме 100 млрд руб. Все понимают, что это именно компенсация утилизационного сбора. Сумма колоссальная только на первый взгляд: государство соберет по «программе обязательной утилизации» не менее 150 млрд руб.

Но только ценники, которые появятся после Нового года, покажут, насколько суммы, выделенные производителям, покрывают их «утилизационные» расходы. Если стоимость машин все-таки поднимется, значит, не в полной мере.

Платные дороги

Ощутимые для кошельков «автомобильные» траты в новом году (но не для всех) будут связаны с проездом по платным дорогам. Давние обещания руководителей дорожно-строительной отрасли удерживать тарифы для легковушек в пределах 1-3 руб./км (плюс ежегодные корректировки, связанные с инфляцией) исполнены не во всех случаях. Например, проезд по 35-километровому участку в Тульской области стоит 50 руб. днем и 30 руб. ночью. Другого порядка ценник при въезде на дорогу от МКАД в сторону Минского шоссе, в объезд Одинцова. Здесь путь протяженностью 18,5 км обойдется в 150 руб. днем и 80 руб. в темное время суток... Но надо учесть, что строительство классной магистрали — дорогое удовольствие, и за него приходится платить адекватно. В конце концов, есть бесплатные дороги-дублеры.

А вот перевозчикам на тяжелых грузовиках наступающий год готовит одни лишь капитальные траты. Для них с ноября 2014-го платными станут абсолютно все федеральные трассы — по 3,5 руб./км. Причем без бесплатной альтернативы. Знатоки отрасли предсказывают, что многие перевозчики-индивидуалы не выдержат такой финансовой нагрузки. Часть экспертов не исключает: вспыхнут социальные протесты. И только 26 декабря пришло сообщение: введение такого порядка, возможно, перенесут на июль 2015 года. Не потому что кто-то из гуманных соображений дал отсрочку перевозчикам, а потому что компании, которые должны наладить систему отслеживания поднадзорных и взимания с них платы, не успеют все сделать к сроку. Но пока перенос ввода системы не утвержден, только предложен.

Легко!

Словом, лаконичный символ российского рубля едва ли кто-то повесит на елку, во всяком случае, у водителей он не вызывает чувства легкости. После каждого очередного удорожания чего-либо вспоминается недобрая острота, возникшая, рассказывают, когда начались продажи первых «Жигулей». Тогда надлежало предъявить паспорт, чтобы тебя записали в очередь на машину. Так вот, остряки это назвали переписью жуликоватого населения СССР. Страна жила от зарплаты до зарплаты, и трудящиеся массы относились с подозрением к гражданам с «лишними» деньгами. Автовладельцев, похоже, до сих пор считают добытчиками легких денег, но уже не сограждане, а государство. И воспринимает их доходы легкодоступным резервом пополнения госказны. Вот и в наступающем году: топливо, страховки, парковки…

Подпишитесь на «За рулем» в