Концепткары: «Монца» в рукаве

Концепткары – мечты и реальность. Постройка: Германия. Производство: никогда.

01

01

Это было недавно

– Вы не обратили внимание, какая у этой «Монцы» панель приборов? Обязательно посмотрите! Ведь GSE образца 1983 года стала первой в мире серийной машиной с полностью электронным инструментарием. Опелевский дизайнер лукавил, а может, просто не знал, что их купе «Монца» было далеко не первой конвейерной моделью с электронными приборами. Вначале новинку примерил роскошный седан «Астон Мартин- Лагонда» – еще в 1976 году. А к 1983-му ее освоила уже масса американских машин и даже совсем не блестящий французский хэтчбек «Рено-11». Тогда это было супермодно. Но вскоре стало понятно, что автомобиль не магнитофон, где все должно светиться и переливаться разноцветными огоньками.

Таким представлялось светлое цифровое будущее в 1983 году. Попытка была не слишком удачной.

Сделав несколько кругов по пустому заводскому цеху на старой «Монце», я так и не смог собрать в кучку все данные с ее приборной панели. Меняющиеся цифры скорости жили в моем сознании отдельно от кривой оборотов двигателя, не говоря уже о запасе топлива и прочем. Ярко – да, но нисколько не наглядно. И это, заметьте, в полутемном закрытом помещении, а не под ярким солнцем. Неудивительно, что к 1990-м годам электронные приборы почти поголовно вымерли, снова уступив вахту обычным аналоговым шкалам.

Типичное решение для концепт-кара – двери во всю ширину салона, чтобы ни одна стойка не мешала рассматривать фантастический интерьер.

Но опелевцы все равно гордятся той моделью. Ведь «Монца» родилась в замечательные времена, когда немецкой компании не приходилось думать о банальном выживании. В конце 1970-х никого не смущал факт существования престижного купе с эмблемой-зигзагом. Больше того, оно было создано на базе «Сенатора» – седана представительского класса. Сейчас о такой модели и мечтать нельзя. Дорогой «Опель»? Никто не поймет и тем более не купит. Но дизайнерская команда фирмы все же решила вернуть назад исчезнувшее, казалось бы, навсегда, возродив имя «Монца» для нового концепткара.

04

04

Мифы и реальность

Машины-мечты рождены жить исключительно под светом выставочных софитов. С большим трудом уговорив создателей экспериментальной «Монцы» выкатить свое детище в промозглый заводской двор, я сразу понял бессмысленность затеи. Под сумрачным осенним небом машина совсем не смотрелась. Нечто большое, длинное и низкое – то ли купе, то ли универсал. В длину с кабриолет «Каскада», по высоте на целых 17 см ниже «Инсигнии». Но в общем – серое на сером.

Передняя панель будто светится изнутри - впрочем, так оно и есть на самом деле.

Дизайнеры склонны злоупотреблять сравнениями с миром фауны. Вот и здесь: напряженность силуэта со вздернутой крышей – как спина у бегущей гончей, распахивающиеся вверх двери напоминают раскинутые в полете крылья кондора. А в целом – смотрите, в этом направлении мы будем создавать наследника «Инсигнии».

Концепткар – почти всегда миф. С помощью пресс-релизов, специально огороженного подиума на выставках и правильно устроенной подсветки тебя заставляют восхищаться тем, чего нет.

Предварительно изучив материалы с выставки во Франкфурте, я уже знал, что «Монца» снабжена гибридным приводом с литровым трехцилиндровым двигателем, потребляющим сжатый природный газ. Что ее интерьер предлагает совершенно новую концепцию подачи информации: 18 светодиодных проекторов, спрятанных под полупрозрачной обшивкой передней панели, высвечивают необходимые данные во всю ширину торпедо, а заодно развлекают экипаж 3D-графикой, создавая эффект постоянно меняющейся подсветки интерьера.

Все это есть – причудливо изменяется во всю ширину передней панели, играет разнообразными цветами и доставляет массу прочих положительных эмоций, но… лишь когда автомобиль подключен к внешнему питанию и ноутбуку инженера. Здесь нет никакого взаимодействия водителя с машиной: сменяющие друг друга режимы, показывающие графику состояния автомобиля, навигацию, интерфейс социальных сетей, – лишь иллюстрируют идею. Это только красивые картинки, транслирующиеся с ноутбука, – какого-либо функционала за ними нет. Ан нет, ошибаюсь, кое-что все-таки есть – изображение с трех камер заднего обзора брезжит в верхней правой части передней панели. Правда, сидя на полу ты все равно почти не видишь, что тебе пытаются показать на этих мутных картинках.

Именем Королевы

Полоски позади дверей имитируют аналогичное украшение на средних стойках классической «Монцы».

Потом, в отдаленном будущем «Опель» все-таки надеется воплотить в жизнь идею обширной светодиодной панели, – вдобавок отдав приоритет в управлении различными системами голосовым командам. Поэтому в салоне концепта почти нет клавиш, даже сенсорных.

Полоски позади дверей имитируют аналогичное украшение на средних стойках классической «Монцы».

Говорят, идея сделать что-то подобное с интерьером машины, излучающим свет изнутри, дизайнерам «Опеля» пришла в голову, когда они увидели чудеса, творимые светодиодными проекторами на юбилее Елизаветы II. Правда, мне кажется, нечто похожее уже являлось в другом концепткаре – экспериментальном образце «Шевроле-Камаро» 2006 года.

Несмотря на низкий силуэт, потолок на голову не давит – спасибо выгнутой посередине крыше.

А пока даже свет фар у «Монцы» включается с отдельного планшетника. По сути, единственные действующие клавиши в самом автомобиле – это сенсорная полоска на задней стойке, дающая команду на открывание дверей.

Прокатимся? В движении ощущение хрупкости конструкции лишь усиливается. Так как машина движется исключительно на электротяге, слышны все скрипы и вздохи конструкции. Подвеска чисто условная – лишь чтобы соединять кузов и колеса.

Поэтому даже на ровном полу заводского цеха, специально опустошенного для проведения подобных презентаций, огромные колеса «Монцы» умудряются трясти экипаж. За руль меня, само собой, никто не пустил – сижу рядом с инженером, который с большой опаской разгоняет машину примерно до 20 км/ч. Точную скорость узнать невозможно, ведь настоящих-то приборов нет.

Задним пассажирам предоставили специальные гнезда для «Айпада-Мини».

А спустя какое-то время автомобиль встал: кончился заряд батарей. А как же гибридная силовая установка? Молодой человек, увольте! Вы еще верите пресс-релизам? Гибридная установка – в отдаленных планах.

Как хорошо, что у «Опеля» все-таки есть планы. И имя «Монца» в запасе – как крупный козырь в рукаве. И надежда на лучшие времена – когда удача вновь вернется к немецкой фирме.

С выставки в жизнь

«Опель» не привык разбрасываться идеями, заложенными в концепты, что подтвердила небольшая экспозиция выставочных машин прошлых лет. Примечательно, что все они, как и нынешняя «Монца», дебютировали на автосалоне во Франкфурте.

GT

«Опель» заявляет, что первым среди европейских фирм построил концепткар. Дескать, до этого все единичные выставочные образцы подготавливались независимыми кузовными ателье, а вот чтобы сам производитель сделал нечто подобное – такого не было до появления в 1965 году небольшого экспериментального купе на базе обычного «Кадета». Машина настолько понравилась публике, что ее через три года почти без изменений запустили в производство.

CD

Эти литеры означают две основные составляющие машины – кузов купе и шасси от представительского «Дипломата» с восьмицилиндровым двигателем. Шоу-кар показали в 1969 году и на основе благоприятных отзывов тоже решили запустить в производство. Правда, сразу стало ясно, что откидывающаяся вверх крыша не пройдет по стандартам безопасности, а тираж не будет большим. Марку «Опель» для дорогого «Гран Tуризмо» тоже признали не совсем подходящей – продать под ней автомобиль ценой 54 000 марок не представлялось возможным. Проблему решили, создав отдельную фирму «Биттер», которая до 1979 года выпустила 395 машин.

«ТЕХ 1»

Концепткар 1981 года ознаменовал поворот в сторону тщательной аэродинамической проработки кузова. Заложенные в него идеи были бережно использованы при создании «Омеги» первого поколения, вышедшей на рынок в 1986 году.

«Джуниор»

Предвестник современной моды на индивидуализацию автомобиля. Салон шоу-кара 1983 года снабдили сменными модулями на передней панели, обивка сидений могла превращаться в спальные мешки, а многочисленные мягкие сумки и ящички легко вынимались – бери, мол, с собой. Дизайн послужил основой для «Корсы» второго поколения 10 лет спустя.

G90

Пример максимально экономичного автомобиля, созданного в преддверии введения норм Евро-4.

Благодаря алюминиевому кузову снаряженную массу снизили до 750 кг, а в качестве движущей силы использовался компактный трехцилиндровый двигатель. Алюминий для кузова потом все же признали слишком дорогим удовольствием, а вот три цилиндра неплохо жили на конвейере. Общие дизайнерские мотивы концепткара 1999 года были использованы при разработке «Астры» 2004 года.

«Инсигния»

В 2003 году она обозначила вектор развития дизайна будущего флагмана компании.

Поначалу казалось, что «Инсигния» вновь позволит «Опелю» выйти на рынок престижных машин, ведь прототип был богато отделан внутри и снабжен 5,7-литровым V8 от «Шевроле-Корвет».

Но спустя два года фирма официально объявила, что столь дорогая затея в условиях современного рынка не имеет смысла, – появившаяся в 2008 году серийная «Инсигния» стала всего лишь заменой «Вектры».

Подпишитесь на «За рулем» в