Герои инженерных войск
Быстро и без потерь разминировать минное поле? Помочь переправить тяжелую технику через реку? Проложить дорогу в непроходимом месте? Эти задачи по плечу инженерным войскам, в расположении которых побывали наши корреспонденты.
Инженерные войска появились еще до нашей эры. Они строили укрепления, копали фортификационные рвы, даже возводили искусственные насыпи до уровня крепостных стен, чтобы с них атаковать противника. Многие сражения выиграны благодаря этим героям второго плана. С тех пор задачи инженерных войск почти не изменились, а вот возможности существенно возросли. В первую очередь благодаря оригинальной технике, которая выполняет за человека трудную и часто опасную работу.
«Здравия желаю! Журнал «За рулем», мы к вам в гости». Солдат на КПП взял под козырек и открыл шлагбаум. Мы въехали на территорию Научно-исследовательского центра инженерных войск в подмосковном Нахабине, чтобы встретиться лицом к лицу с интересной техникой. Машины и личный состав построены – приступаем к выполнению боевой задачи.
Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 укладывает мины на грунт или снег через каждые 5 или 10 м со скоростью до 16 км/ч. При необходимости установка замаскирует заряды. 15-миллиметровая броня ГМЗ-3 защищает экипаж от пуль и осколков, а дизельный 12-цилиндровый двигатель В-59У мощностью 520 л.с. разгоняет почти 30-тонную машину до 60 км/ч.
В боекомплект ГМЗ-3 входит 208 противотанковых мин. Для снаряжения машины подойдут и проверенные годами ТМ-57, и современные по военным меркам ТМ-89, принятые на вооружение в 1993 году. Чтобы загрузить боекомплект, экипажу понадобится около 20 минут.
Бронированная машина разминирования БМР-3 – это, по сути, танк Т-72, у которого вместо пушки спереди колейно-минный трал. Экипажу внутри просторнее – хотя бы потому, что боекомплекта нет. Трал выдерживает до восьми взрывов противотанковых мин, затем его заменяют. Впрочем, если мины установлены по всем правилам, то этого хватает, чтобы проложить проход через заминированный участок.
Там, где лом и кувалда бессильны, незаменима инженерная машина разграждения ИМР-3. Например, за час она продвинется на 400 м среди лесного бурелома и чуть меньше – в каменных завалах. Впереди из орудий производства – отвал (его гордо называют рабочим органом), работающий в одноотвальном или грейдерном положении, и стрела с мощным захватом-манипулятором. Экипаж – механик-водитель и командир (он же оператор). В угоду безопасности манипулятор не повернется, пока механик не закроет люк. Знаете, сколько топлива выжигает ИМР-3, когда тарахтит на месте? 118 л/ч! В общем, забудьте про даунсайзинг, нормы Евро и ограничение выбросов СО 2.
Бульдозер «Либхер» – иностранный наемник. Прибыл в войска прошлым летом после работы в поселке Алабино, где строил дороги для соревнований по танковому биатлону. Готов выполнять любую работу – прокладывать пути для колесной техники, расчищать площадки под стоянку войск, оформлять обочины. До «Либхера» в частях трудился отечественный ЧТЗ. На мой вопрос, есть ли разница, офицер помялся и ответил: «Ну, иномарка покомфортнее».
Зная целевую аудиторию, «Либхер» купили все-таки не в самой бедной комплектации: с кондиционером, автономным отопителем. Но без аудиосистемы. Пусть лучше солдат во время службы походную разучивает.
Колонна из четырех машин ТММ-3 (тяжелый механизированный мост) за 20 минут наводит временную переправу через реку, овраг или лощину шириной до 40 м и глубиной не более 6 м. Переправа выдерживает до 60 т, то есть практически любую армейскую машину, включая танки. Захватывающее зрелище. Жаль только, деревянная кабина у тягача КрАЗ-255Б прогнила настолько, что даже закрасить не получается – зимой поддувает.
А поговорить?! Любая техника требует внимания, с ней надо как с человеком, тогда будет служить верой и правдой.
Все в укрытие! Окоп до 3,5 м в глубину и столько же в ширину для тяжелой бронетехники за 5-10 минут выкопает котлованная машина МДК-3. Вращающийся сзади ротор, постепенно углубляясь, за час выгрызает и отбрасывает в сторону до 800 м³ грунта. Оператор может управлять процессом дистанционно, покинув место за баранкой. Кстати, кабина герметичная – теоретически она защищает от химического и радиоактивного заражения (на практике эти ее способности в силу разных причин решили не проверять). База установки позаимствована у многоцелевого тягача МТ-Т. 12-цилиндровый турбодизель B-46-6 мощностью 780 л.с. разгоняет 40-тонное чудище до немалых 60 км/ч.
Разминировать поле поможет… «Змей Горыныч». Так называют установку разминирования УР-77. Она проделывает проходы в минных полях взрывным способом: подходит к заминированному участку и взводит направляющую для пуска зарядов – за характерную форму ее прозвали «сковородкой». Реактивный двигатель вытягивает заряд пластида в гибком шланге на длину до 400 м. Заряд детонирует, и в минном поле образуется коридор шириной около 6 м и длиной до 400 м. Правда, некоторые типы мин, например растяжки, таким способом не обезвредить.
В одной из машин – дизельная электростанция, снабжающая комплекс энергией, если поблизости нет стационарного источника питания.
Пей, Иванушка, водицу из лужицы, не опасайся за будущее! Если, конечно, жидкость прошла через мобильный комплекс очистки воды, состоящий из нескольких установок на шасси «Урал-532361». Станция забирает воду из любого водоема и очищает ее от бактерий, отравляющих и радиоактивных веществ. Разумеется, сначала берут пробу на анализ, чтобы рассчитать количество и состав реактивов. Тут же жидкость разливают в емкости и упаковывают их в пленку. Все операции автоматизированные, производительность комплекса — 400 л/ч, максимальное время бесперебойной работы — 20 часов.
Тару изготавливают прямо на борту. Из таких пробирок выдувают бутылки, по форме напоминающие солдатские фляжки. Видимо, чтобы солдату не пришлось привыкать к другому типу посуды.
Техника инженерных войск часто остается за кадром основных военных действий, но именно от ее слаженной работы зависит успех операции.