Datsun on-DO: корни калины, ветки сакуры

Изучаем седан Datsun on-DO – первый японский седан на российской платформе и сравниваем его с «донором» и конкурентом – Lada Granta.

Свершилось: «Ниссан» наконец-то снял завесу тайны с российского «Датсуна». Машина, несомненно, стала одной из самых ожидаемых новинок года. Окрестили ее, на первый взгляд, непонятно – «он-ДО». Японцы поспешили объяснить: первая часть имени в переводе с японского значит «мужественность», «сила», вторая – «путь», «движение». Английская трактовка – «позитивная динамика». Вероятно, расшифровку заложенного в название смысла используют в рекламной кампании.

  • Шестиугольная решетка радиатора – один из главных элементов фирменного дизайна
  • Перечень поставщиков комплектующих для «Гранты» и «Датсуна» общий. Единственный уникальный партнер шлет для «он-ДО» из Индии эмблемы
  • В профиль машина кажется значительно длиннее «донора». Прибавленные 77 мм пришлись на задний свес, где усилены лонжероны и каркас кузова
  • Из внешних кузовных панелей от «Гранты» остались только двери и крыша. Все остальные – оригинальные
  • Треугольное окно на задней стойке заменили накладкой
  • У «Датсуна он-ДО» не будет 13-дюймовых колес – только штамповка «на 14» или легкосплавные диски диаметром 15 дюймов.

РАЗБИРАЕМ НАСЛЕДСТВО

Пухлая ступица руля и консоль напоминают ниссановские, и это украшает салон. Серебристые вставки разбавляют черный интерьер. Измененный профиль верхней плоскости панели потребовал спроектировать новый дефлектор обдува стекла. Двухдиновая аудиосистема оснащена «блютусом», слотами SD и USB, но лишена CD-проигрывателя. Таковы современные тенденции даже в бюджетном сегменте.

На первой модели возрожденной марки, седане, автоматической коробки не будет. Однако уже летом обещают показать вторую машину. Ни один собеседник прямо о ней ничего не сказал, но выразительные взгляды и улыбки намекают: это будет хэтчбек. Логично, ведь исходная «Гранта» как раз обзавелась такой версией. На пятидверный «Датсун» автомат поставят, причем с тем же 87-сильным мотором (16-клапанные агрегаты для «Датсуна» пока не рассматриваются вовсе).

Удобство посадки и ездовые повадки новичка еще предстоит оценить.

ИЩЕМ ОТЛИЧИЯ

Проехать на новинке не удалось, но инженеры заверили: ее поведение разительно отличается от присущего «Ладе». Архитектура подвесок не изменилась, но проведена их серьезная перенастройка. Целью было обеспечить комфорт на любых дорогах, которые встречаются в России, плюс тихую работу. Поставщики пружин, амортизаторов и стабилизаторов остались прежние, но сами детали – другие. Особое внимание уделили финальной доводке, подбирая характеристики шин. Конечно, покупатель волен выбирать более дорогие модели, с приоритетом на спортивные или вездеходные способности, однако именно заводской комплект, по словам создателей, станет золотой серединой. (Подозреваю, что выбор остановили на одной из китайских марок.) Попутно улучшили тормоза: изменены вакуумный усилитель, педальный узел и колодки.

Потребовала внимания и шумоизоляция, в которой 30 модернизированных и 18 новых деталей. Разобраться с ними непросто. Например, внутренняя обшивка капота значится оригинальной в силу того, что и сам капот другой, – но не отличается по качеству от грантовской. Маты на моторном щите и полу, напротив, не изменились по форме, но стали лучше по характеристикам.

Все без исключения комплектации «он-ДО» получат фетровые подкрылки в арках задних колес (спереди стоят обычные пластиковые) и несколько дополнительных звукопоглощающих заглушек на кузове. Ради снижения уровня шума доработаны выпускная система, коробка передач и корпуса наружных зеркал. Последние не только рождают меньше аэродинамических шумов, но и лучше защищают от брызг боковые стекла.

Любопытная деталь: конструкторы «Датсуна» уделяли внимание не только децибелам как таковым, но и качеству звука, его психологическому восприятию. Ведь неприятные ощущения от шума далеко не всегда определяются его громкостью.

НАЛЕТАЙ, ТОРОПИСЬ

Клиренс при полной нагрузке – 168 мм: на 3 мм больше, чем у «Гранты».

Сейчас в Тольятти собирают третью пилотную партию. За ней последует еще одна, а серийные машины поплывут по конвейеру только в июле. Начало продаж намечено на сентябрь. Точные цены и спецификации огласят в начале лета, но некоторые подробности уже известны. Большая часть версий уложится в объявленный ранее интервал от 380 000 до 400 000 рублей. Машины с 82-сильным двигателем чуть дешевле, а упакованные по максимуму комплектации немного дороже. Глобальных отличий от «Лады-Гранта» по набору опций не будет. За доплату предложат навигацию «Ситигид», боковые подушки безопасности, систему стабилизации. Водительский эйрбег, крепления «изофикс», 14-дюймовые колеса и подогрев передних сидений – уже в базовой комплектации. Для сравнения: цена седана «Гранта» в комплектации «Норма» на момент подготовки статьи стартовала с отметки 324 400, а за 342 800 рублей уже доступно исполнение с кондиционером.

Цена уложится в 380 000–400 000 рублей. Начало продаж – в сентябре.
Объем багажника 530 л, на 10 л больше грантовского.

Не великовата ли доплата за имя, у которого богатая история, но нет известности в России? В «Датсуне», как и год назад, во время нашей первой встречи, полны оптимизма. Только мне кажется, что промоутерам и продавцам предстоит поработать не меньше конструкторов и испытателей. Главное – выдерживать необходимую дистанцию от «Гранты». Японцы взяли за исходник бестселлер нашего рынка и сделали его дороже – значит, покупатель должен своими глазами увидеть, за что он платит деньги.

«Датсуну» придется самому зарабатывать добрую репутацию. Впрочем, судя по объему доводочных работ и выбранным направлениям, динамика «он-ДО» положительная.

ДАТСУН ТРЕТИЙ

Российская модель – третья серийная для возрожденной марки. В Индии продают хэтчбек «Гоу» [1], Индонезии адресован компактвэн «Гоу+» [2] с посадочной формулой 5 + 2. Кроме того, на мартовском автосалоне в Дели «Датсун» представил концепт-кар «реди-Гоу» [3] – кроссовер с колесной базой 2350 мм.

КТО ПОКУПАТЕЛЬ?

Маркетологи достаточно четко обозначили основного покупателя «Датсуна». Это мужчина 25–35 лет, женатый, с одним ребенком и средним доходом 25 000–35 000 рублей в месяц. В 80% случаев «он-ДО» станет единственным или вообще первым автомобилем в семье. Для 63% он окажется первым авто, купленным на первичном рынке.

КТО ПРОДАВЕЦ?

На старте продаж новинка будет доступна в 25 дилерских центрах. За два года их число вырастет до 80–100. «Датсун» выставят в отдельных шоу-румах, но обслуживать станут вместе с «ниссанами». Предполагаем, что стоимость нормочаса окажется ровно посередине между расценками для «лад» и «алмер». Гарантия – 3 года или 100 000 км.

ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ

«Датсун он-ДО» разделит одну нитку конвейера с «Грантой» и «Калиной». Это значит, что качество исконно российских машин и седана с японской ДНК станет одинаковым. Кто к кому подтянется? Оставьте скепсис! Судя по бурлению жизни на АВТОВАЗе, прогресс «лад» будет внушительным. Обучается персонал, оптимизируются операции и процессы, усиливается контроль качества на всех стадиях. Более того, большую часть решений, примененных на «Датсуне», со временем получат и «Калина» с «Грантой», включая выпускаемый в Ижевске хэтчбек. Разумеется, кое-что останется привилегией японской марки. Иначе за что брать дополнительные деньги?

Подпишитесь на «За рулем» в