Вторичный авторынок охватил кризис: кто в выигрыше?
Когда секонд-хэнд становится роскошью
Продажи подержанных автомобилей в России бурно росли на протяжении последних пяти лет, даже на фоне падения рынка новых машин. Однако в этом году спрос на б/у также стал снижаться. За четыре месяца 2015 года — на 22,7%, до 1,46 млн единиц (здесь и далее речь идет о совершенных перерегистрациях собственников), а по итогам года падение сохранится на том же уровне – на 22%, до 4,75 млн машин, прогнозируют в «Автостате». И это несмотря на то, что из-за скачка цен на новые автомобили все больше покупателей стали обращать взор на машины с пробегом. В то же время их владельцы не спешат расставаться с имуществом и покупать новое авто, что в свою очередь ограничивает предложение на рынке. Впрочем, по мере улучшения экономической ситуации в стране ожидается восстановление продаж автомобилей с пробегом – в 2016 году должно быть реализовано 5 млн единиц, в 2017-м – уже 5,5 миллиона. То есть на прошлогодние 6,1 млн проданных машин вторичный авторынок сможет выйти не раньше 2018 года.
«Спад обусловлен сложной экономической ситуацией в стране, упадком продаж новых автомобилей, а также проблемами с автокредитованием. Для многих людей автомобиль опять становится роскошью, так как они либо потеряли работу, либо размер их заработной платы сильно уменьшился», – рассуждает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко. По его мнению, основным фактором для восстановления активности авторынка, в первую очередь, является стабилизация российской экономики.
Спад спроса на автомобили, вероятно, продолжится до момента уверенной стабилизации рубля, считает руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Мария Бильбулян. «На данный момент потребители не торопятся расставаться с деньгами, наше будущее пока непредсказуемо», – констатирует она.
Ценовые игры
Несмотря на общее падение вторичного авторынка, дилеры в этом году смогут сохранить продажи подержанных машин на прошлогоднем уровне – около 400 тыс. авто, тем самым увеличив свою долю с прошлогодних 6,6% до 8,2%. Если же рассматривать целевой для дилеров сегмент автомобилей до 7 лет, то здесь доля их продаж, по оценкам «Автостата», достигнет 25% против 17,4% годом ранее. Таким образом, по сравнению с 2012 годом этот показатель увеличится почти вдвое. Однако до Европы и США, где на дилеров приходится более 60% продаж подержанных авто, нам еще далеко.
Как говорит гендиректор компании Carprice Эдуард Гуринович, покупатели сейчас активно уходят в область дилерского сегмента, потому что автомобиль с пробегом, который продается здесь, пусть и дороже, но обеспечивается техническим обслуживанием и гарантийными обязательствами. «При покупке с рук такого не получится, поэтому спрос смещается в сторону дилеров, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург», – отмечает он.
В двух столицах дилеры уже играют ключевую роль на рынке автомобилей с пробегом, подтверждает директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов. По его словам, частные сделки отходят на второй план: продавец-частник не может продать автомобиль по той же цене, что и дилер. Из-за этого у дилеров появилась возможность выкупать автомобили по стоимости, близкой к рыночной. При этом продавец получает деньги в день обращения, а покупатель – продукт с проверенным техническим состоянием и гарантией юридической чистоты. Усилиями Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) сейчас создается единая база автомобилей с пробегом, которая значительно упростит и ускорит процедуру их проверки. Как считает Алексей Баринов, это станет еще одним важным шагом на пути формирования цивилизованного вторичного авторынка в России.
Впрочем, эксперты сомневаются, что нынешние экономические условия и состояние российского авторынка позволят дилерам увеличить долю продаж подержанных машин. По словам гендиректора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, важнейшим фактором сейчас является цена. А при перепродаже машины она все равно будет ниже, чем при дилерской продаже. «Кроме того, для продуктивной работы автоцентрам необходимо проводить выкуп, а не заниматься комиссионными продажами. А значит, тратить на это свои оборотные средства (обычно — кредиты), которые стали сегодня очень дорогими. Так что, хотя дилеры и хотят заниматься продажами подержанных машин, вряд ли они смогут это делать», – резюмирует Александр Груздев.
В большинстве же россияне по-прежнему предпочитают покупать и продавать автомобили из рук в руки, не желая оплачивать услуги посредников. Между тем дилеры, которые еще недавно спровоцировали скачок цен на автомобили с пробегом, сегодня начинают активно их снижать. Этому способствуют как общее падение спроса на российском авторынке, так и стабилизация цен на новые машины в связи с некоторым укреплением рубля. «Сейчас дилеры вынуждены выставлять предложения по нижней стоимости рынка, чтобы привлечь покупательский спрос. Люди становятся разборчивыми и, как правило, берут качественный товар за привлекательные деньги», – говорит Денис Еременко.
Lada против подержанных иномарок
Что касается тенденций на вторичном авторынке, доля отечественных автомобилей продолжит неминуемо снижаться. Согласно прогнозу «Автостата», к 2017 году на них будет приходиться чуть более 30% всех продаж, хотя в прошлом году их доля составляла около 35%, а еще в 2010-м – свыше 45%. Эксперты объясняют это планомерным сокращением парка отечественных автомобилей на фоне стремительного роста иномарочных рядов. В результате, «иностранцы», ставшие локомотивом роста вторичного авторынка в последние годы, продолжат вытеснять с него продукцию отечественного автопрома. Впрочем, безусловное лидерство сохранит российская Lada, автомобили которой в 2015 году будут реализованы в количестве 1,45 млн единиц. А самой популярной иномаркой с пробегом останется Toyota, чьи продажи в этом году превысят полумиллионную отметку.
Марочная структура импорта подержанных автомобилей в 2014 году
Стоит отметить, что рынок подержанных иномарок сегодня пополняется в основном за счет перепродажи, а не импорта. По словам экспертов, это объясняется тем, что их парк в России достаточно молодой. К тому же иномарки отличаются более высоким ресурсом по сравнению с отечественными автомобилями, что и позволяет им дольше пребывать на рынке. Впрочем, еще не так давно львиную долю предложений по иномаркам с пробегом составлял заграничный секонд-хэнд. Если по итогам 2014 года в Россию было ввезено всего 10,7 тыс. подержанных автомобилей, то в 2000-е ежегодно поставлялось почти 300 тыс. таких машин, а в рекордном 2002-м – более полумиллиона! Но с повышением в 2009 году пошлин на иномарки с пробегом их ввоз рухнул более чем в 40 раз, а доля в общем объеме импорта сократилась до менее 2%. Введение утилизационного сбора в 2012 году окончательно закрыло ввоз «автохлама» в Россию.
По словам Дениса Еременко, после повышения ввозных пошлин в 2009 году импорт исключили из ценообразования на вторичке. «Сейчас падение обусловлено сильным обесцениванием рубля к европейской валюте — все автомобили и таможенные пошлины завязаны на евро, отсюда и сильно возросшие цены на ввозимые машины, – отмечает эксперт. – Никакой дефицит не заставит людей переплачивать 200-300 тысяч за ввозимый автомобиль в сегменте до миллиона рублей. Увеличение импорта может начаться при укреплении рубля – скажем, при курсе 50 рублей за 1 евро. Но в данный момент можно наблюдать ввоз единичных авто».
К тому же сейчас на рынке подержанных автомобилей большое количество предложений, и никакого дефицита в ближайшее время не предвидится. А в условиях падения спроса некоторые компании ограничили выкуп авто, поскольку оборачиваемость автомобилей резко падает, добавляет Мария Бильбулян.
Кстати, почти 100% ввозимых машин с пробегом — автомобили японских марок во главе с Toyota, на которую приходится каждое второе авто. По мнению Дениса Еременко, это никак не влияет на продажи новых «японок», поскольку завозятся, по всей видимости, праворульные машины. Однако подержанные «японки», имеющие у россиян репутацию надежных и долговечных автомобилей, по-прежнему в большом количестве находят своих владельцев в России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири.
Анатомия автомобильной привязанности
Между тем аналитики «Автостата» выявили связь между численностью парка и количеством продаж автомобилей на вторичном рынке в зависимости от их года выпуска. Наибольшую привязанность к своей машине автовладельцы испытывают в первые годы, что объясняется, прежде всего, действием гарантии. К тому же многие автомобили покупаются в кредит сроком на 3-5 лет, и на этот период машина служит банковским залогом. Так, в 2014 году доля перепроданных автомобилей в возрасте до 3 лет составила лишь около 8%. Причем у иномарок этот показатель превысил 7%, а у отечественных машин – около 10%. Стоит отметить, что чаще всего в таком возрасте продаются автомобили премиум-класса – Mercedes-Benz, BMW, Audi, Land Rover, Lexus, на долю которых приходится свыше 10%.
А вот с завершением гарантийного срока и погашением автокредита привязанность к автомобилю проходит быстрее, причем зачастую автовладельцы спешат его повыгоднее продать, пока не набежал большой пробег, износ деталей не требует дорогостоящего ремонта, а сама модель еще не слишком устарела. Так, чаще всего перепродаются автомобили в возрасте 3-5 лет (доля в 2014 году – 20,3%), 5-7 лет (22,8%), а также 7-10 лет (22,8%). «Машины возрастом от пяти до десяти лет в большей массе покупаются за наличные и не толкают хозяина на дальнейшую продажу. Кроме того, в этом возрастном сегменте высокая покупательская способность, что активирует работу профессиональных продавцов и дилеров, которые дают рост статистике», – поясняет Денис Еременко.
Машины преклонного возраста попадают на вторичный рынок уже реже: доля перепродаж авто в возрасте от 10 лет до 20 лет составляет 17,3% продаж, старше 20 лет – всего 6,3%. Как отмечают эксперты, автомобили, отметившие 10-летний юбилей, сильно обесцениваются, поэтому зачастую владельцам таких машин просто невыгодно менять их на новые, ведь при этом потребуется большая доплата.
В целом, владельцы отечественных марок в прошлом году реже всего меняли автомобили «Москвич» (1,6%), а чаще всего – Lada (13,4%). Что касается обладателей иномарок, меньше всего они расставались с автомобилями Renault и Skoda (по 13,3%) и больше других – с BMW (25,1%).
«Большинство россиян являются сторонниками разных стереотипов. Например, большая доля владельцев Lada с удовольствием пересаживается на иномарку, даже если она чуть дороже, но беднее в комплектации, считая, что на иномарке ездить престижнее, чем на российском автомобиле. Те же, кто изначально выбирают средний сегмент, долго используют автомобиль и без видимых причин не торопятся его менять», – комментирует Мария Бильбулян. По ее словам, для владельцев BMW прошлый год был удачен, поскольку их автомобили очень сильно подросли в цене, и в начале 2015 года некоторые модели трехлетнего возраста стоили столько, сколько новые в конце года.