Как долго аккумуляторы могут храниться без подзарядки? Экспертиза ЗР
Неожиданное продолжение получила наша прошлогодняя экспертиза аккумуляторов (ЗР, 2015, № 10). Специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, проводившие тогда исследования, предложили ради взаимного интереса оставить у них всю дюжину батарей еще на четыре месяца. Зачем? Чтобы провести испытания, за которые мы еще ни разу не брались. Идея в том, чтобы оценить сохранность заряда батарей европейского типоразмера (242×175×190 мм) после многомесячного хранения в неотапливаемом помещении. Само собой, мы тут же согласились – интересно же! Военным спецам тоже интересно, поскольку подобных исследований они не проводили с эпохи древних батарей, залитых черной мастикой. Кстати, тогда результаты были плачевные. Несмотря на тщательный уход за аккумуляторами, включающий регулярное протирание их поверхности раствором соды, уже через месяц хранения заряд пропадал. Виноваты материалы, из которых изготовлены решетки пластин. В сплавах было повышенное содержание сурьмы (5–7%), которая ускоряла процесс электролиза воды, из-за чего быстро менялся состав электролита (вода выкипала). Кстати, поэтому те батареи производили сухозаряженными, а после заливки электролита и подзаряда напряжение разомкнутой цепи падало на глазах. После трех месяцев хранения напряжение снижалось гораздо ниже «ватерлинии» и батареи вновь требовали подпитки электричеством.
У аккумуляторов следующего поколения саморазряд снизили, уменьшив содержание сурьмы в пластинах до 1,5–2% и применив легирующие добавки. В современных батареях вместо сурьмы используют кальций; такие источники не только дольше удерживают заряд, но и не требуют обслуживания (доливать в них воду нет необходимости).
На свободу с чистой совестью
Испытания проходили в течение 120 суток – с осени 2015 года до зимы 2016‑го. Четыре месяца к изначально заряженным батареям никто не прикасался. Ни подзаряда, ни долива, ни протирки! Температура окружающей среды при этом колебалась в пределах 40 с лишним градусов: от –21 до +22 ºС. После истечения «срока заключения» батареи без подзарядки поместили в морозильную камеру и продержали еще сутки при –18 ºС. А после отправили сдавать норматив – разряд единым током 315 А с контролем напряжения на клеммах через 30 секунд разряда. Результаты – ниже.
От аккумуляторов требовалось крутануть условный стартер после четырех месяцев забвения. Сделать это сумели все – стало быть, результаты хорошие. Ни одна батарея не просела ниже 8 В – их предкам такое и не снилось. Однако одни участники прошли испытания с огромным запасом, другие – на пределе возможностей. Чемпионка – снова батарея Tyumen Battery Premium; кроме нее только Exide Premium, Varta Blue Dynamic и Тopla сохранили напряжение на клеммах выше 9 В. Любопытно, что Varta Blue Dynamic, откровенно неважно выступившая в основных соревнованиях, после четырехмесячного заключения одумалась и показала третий результат.
Немножко огорчили отечественные изделия. Выиграв в суммарном зачете прошлогодние испытания, здесь они немножко скатились вниз, уступив середину табели о рангах «иностранкам». Правда, разница в числах невелика – всего пара процентов.
Величина разрядного тока выбрана согласно ГОСТ Р 53165-2008, п. 9.5.2, и составляет 60% от единого разрядного тока 525 А в основной серии испытаний.
SilverStar Plus (Россия)
Заявленная емкость 65 А·ч
Заявленный ток 610 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,03 В
Место по результатам испытаний 12
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 11
Titan Eurosilver (Россия)
Заявленная емкость 61 А·ч
Заявленный ток 620 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,75 В
Место по результатам испытаний 9
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 6
Delkor
Заявленная емкость 60 А·ч
Заявленный ток 525 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,21 В
Место по результатам испытаний 11
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 12
Зверь (Россия)
Заявленная емкость 60 А·ч
Заявленный ток 600 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,98 В
Место по результатам испытаний 6
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 5
Akom (Россия)
Заявленная емкость 62 А·ч
Заявленный ток 540 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,53 В
Место по результатам испытаний 10
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 10
Varta Blue Dynamic
Заявленная емкость 60 А·ч
Заявленный ток 540 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,10 В
Место по результатам испытаний 3
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 9
Bosch
Заявленная емкость 63 А·ч
Заявленный ток 610 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,92 В
Место по результатам испытаний 8
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 7
Тюменский Медведь (Россия)
Заявленная емкость 62 А·ч
Заявленный ток 560 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,96 В
Место по результатам испытаний 7
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 4
Mutlu Silver Evolution
Заявленная емкость 63 А·ч
Заявленный ток 550 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,00 В
Место по результатам испытаний 5
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 8
Topla
Заявленная емкость 66 А·ч
Заявленный ток 620 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,02 В
Место по результатам испытаний 4
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 2
Exide Premium
Заявленная емкость 64 А·ч
Заявленный ток 640 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,17 В
Место по результатам испытаний 2
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 3
Tyumen Battery Premium (Россия)
Заявленная емкость 64 А·ч
Заявленный ток 590 А
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,20 В
Место по результатам испытаний 1
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 1
Наш совет
Испытания показали, что современные аккумуляторы терпеливо относятся к недостатку внимания. Но всякому терпению приходит конец, поэтому в очередной раз повторяем: перед установкой на автомобиль батарею нужно зарядить. Даже совсем новую, только что купленную. Уверяю вас, ни один продавец этим не озадачивается. Поэтому под видом свежего аккумулятора может скрываться уже уставший. И через неделю-другую эксплуатации он помрет, даже если вначале и крутил стартер. В условиях хронического недозаряда дело кончится сульфатацией пластин со всеми вытекающими отсюда неприятностями.
Как всегда, при выборе батареи рекомендуем пользоваться нашей статистикой – в зарулевских экспертизах случайных победителей не бывает. Счастливого пути!