ОСАГО в регионах: полисы в дефиците, что делать?
Заработать на ОСАГО
В некоторых регионах (особенно отличились Волгоградская и Ростовская области, а также Краснодарский край) купить полис обязательного страхования автогражданской ответственности фактически невозможно. Как нам пояснили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), причина заключается в том, что страховые компании несут большие издержки. И связано это, прежде всего, с деятельностью так называемых автоюристов, скупающих за полцены право требования к страховщикам.
Попал, к примеру, водитель в аварию. Оценка ущерба – 50 тысяч рублей. «Автоюристы» предлагают живые деньги на ремонт. Правда, вдвое меньше, зато сразу. Взамен пострадавший отписывает им все права по требованию страхового возмещения.
«Автоюристы» проводят свою экспертизу, по результатам которой ущерб оказывается втрое больше реального. По почте направляют страховой компании заявление о выплате. Причем бумаги, подтверждающие размер ущерба, не прилагают. Страховая компания в отведенное время выплату не производит, так как ей не хватает необходимых документов. Коммерсанты тут же подают иск в суд. Суды, не особо вникая в обстоятельства, не разбираясь, насколько обоснован отказ в выплате, принимают решения не в пользу страховых компаний. Деньги же идут не пострадавшим, а перекупщикам.
Именно деятельность таких псевдоюридических компаний и заставила страховщиков снизить активность и даже вовсе прекратить продажу полисов ОСАГО в некоторых регионах. Понятно, что по закону страховщики обязаны продавать полисы «автогражданки» в каждом регионе, причем в достаточном количестве, но ведь они не лыком шиты – и с удовольствием применяют вполне законные схемы, которые делают приобретение полиса ОСАГО практически невозможным. Например, используют процедуру предварительной записи, чтобы срок ожидания растянулся на несколько месяцев.
Агенты РСА
В РСА предложили устранить дефицит полисов следующим образом. Между страховыми компаниями, входящими в РСА, заключаются агентские договоры, которые дают страховщикам право помимо своих продавать и полисы других компаний. Количество бланков полисов, которое попадет в общий котел от каждого страховщика, определят исходя из его доли на рынке ОСАГО вообще и в конкретном регионе в частности.
Допустим, пришел автовладелец в офис Росгосстраха, а там ему полис ОСАГО не продают. Такие случаи стали обыденностью для жителей Волгоградской области: в одном из представительств компании в Алексеевском районе ссылаются на отсутствие полномочий по оформлению договоров ОСАГО. И ведь не отказывают, а просто предлагают проехать в другой офис, до которого всего-то… 100 километров. Либо поезжай, либо ищи другую страховую. А по предложенной РСА новой схеме менеджер Росгосстраха вместо своего полиса сможет предложить полисы других компаний. Таким образом, полагают в Союзе автостраховщиков, проблема доступности ОСАГО будет снята.
По закону
Сразу возникает несколько вопросов. По какому принципу будут распределять бланки? Страховщики наверняка начнут делить клиентов на хороших и плохих. Клиент, который, к примеру, судя по его страховой истории, менее подвержен риску попасть в ДТП, будет обслужен компанией, в которую обратился, а ненадежным предложат полисы других страховых компаний.
Непонятно также, почему автовладельцы не могут приобрести за свои кровные то, что желают. Если я постоянно страхуюсь в одной и той же компании, почему мне предлагают другую? Конечно, можно в этом случае купить электронный полис, но опять-таки не факт, что получится: эта услуга, к сожалению, до сих пор не получила широкого распространения.
Стоит ли огород городить? Не проще ли заставить страховщиков выполнять свои обязанности, обеспечив бесперебойные продажи полисов? А страховым компаниям не следует плакаться, что их одолевают мошенники. Ведь в сложившейся ситуации виноваты в первую очередь они сами. Большинство пострадавших в авариях, которые обращаются за выплатами по ОСАГО, идут на сотрудничество с перекупщиками не от хорошей жизни. Если страховщики будут в полном объеме и в срок выплачивать деньги на ремонт или вместо денег выдавать направление на СТО, проблема с «автоюристами»-рвачами отпадет сама собой.