ВАЗ-2108 и другие автомобили Фиделя Кастро
Кубинская «машина времени» оказалась невечной, хотя с детских лет где-то внутри жило подспудное чувство, что Фидель Кастро вечен, как шелест волн на пляжах Малекона. Уйдя из жизни на 91-м году жизни, он оставил богатое, хотя во многом однообразное наследие. Понятно, что Куба больше не будет такой, какой была с 1959 года. Однажды откроются архивы, историки будут изучать документы и наконец-то определят, какие из 638 покушений на Фиделя были всамделишными, а какие – вымышленными.
Будет меняться и автопарк Кубы. Тем, кто хочет увидеть своими глазами разваливающуюся машину времени, нужно срочно покупать авиабилет до Гаваны. Законсервировав свою страну на многие десятилетия, Фидель оставил кубинцам предельно скудный выбор – либо донашивать старые американские автомобили, либо приобретать советские. Иномарки были исключением и просачивались преимущественно по дипломатическим каналам, как это было и в СССР. Благоприятные погодные условия, сравнительно небольшие пробеги (куда с острова уедешь?) и рукастые автослесари поддерживали рухлядь в состоянии, годном для передвижения. Достаточно сказать, что до сих пор живы два прекрасных купе Continental Mark II, заказанные Мартой Батистой, женой диктатора Фульхенсио Батисты, свергнутого в ходе Кубинской революции 1 января 1959 года.
Хороших машин на острове было немало. Куба и без того была манящим игорным домом для американских туристов, которых привлекали пляжи, ром и доступные женщины. Но Батиста смекнул, что привлечет еще больше богачей с помощью автомобильных гонок. И в 1957 году состоялся, правда, вне зачета, кубинский Гран-При Формулы-1. Следующий Гран-При прошел годом позже. Расчет Батисты оправдался: гостей было много, а гонку выиграл Стирлинг Мосс на Maserati Tipo 61. Но автоспортивный мир запомнил эти гонки по другой причине: перед вторым этапом в Гаване был похищен легендарный гонщик Хуан Мануэль Фанхио – и умыкнули его, как несложно догадаться, революционеры «Движения 26 июля», которое возглавлял Фидель Кастро. Позже Фанхио вернули – и даже извинились перед братским народом Аргентины за доставленное беспокойство. Имена похитителей Фанхио не выдал и потом долгие годы общался с Фиделем и даже приезжал на Кубу. В 1960 году Формула-1 снова заглянула на Остров Свободы – это было еще до того, как Кастро вдруг заявил, что будет строить социализм: гонка прошла на военной базе Camp Columbia. С тех пор автоспорт был предан забвению как проявление буржуазной культуры.
Сам Фидель автомобилями всерьез не интересовался, хотя внимательно следил за тем, как чувствует себя мировой автопром. К примеру, идею использовать биотопливо вместо бензина считал кощунственной, поскольку не мог себе представить, как буржуи, недорезанные его братьями-революционерами, могут переводить на спирт кукурузу и сахарный тростник в то время, когда миллионы людей по всему миру элементарно голодают.
При этом Фидель пользовался машинами по большей части не последнего десятка. В любви к автомобильной роскоши его, конечно, нельзя было упрекнуть. Для домашних выездов он предпочитал не особо выделяющиеся машины – например, поезженные Олдсмобили эпохи Батисты или простенький ГАЗ-69. А роскошные лимузины, подаренные преимущественно советскими лидерами, отправлял для встречи в аэропорту важных гостей.
Машины Фиделю дарили довольно часто. Например, в конце 1984 года, когда, считай, еще ни одна серийная «восьмерка» не сошла с конвейера АВТОВАЗа, на заводе уже готовили подарок другу Фиделю – «серийный» ВАЗ-2108. Говорят, даже не одну машину, а две. Теперь сложно сказать, как часто ездил на «восьмерке» глава Кубы – и ездил ли вообще. Свидетельств тому не осталось. Или все-таки есть таковые? Историки разберутся.
Тем, кто серьезно занимается изучением автомобилей вождей, останется уточнить еще одну деталь: на каком автомобиле лидера Кубинской революции проводят в последний путь.
Фото: из архивов автора