20 ИДЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РОССИИ
Надоели штрафы?
Поставь ассистента
Деликатный контроль скорости движения можно и нужно поручить самому автомобилю.
А МЫ ПРЕВЫШАЕМ
Наиболее часто регистрируемое правонарушение на дорогах России – несоблюдение скоростного режима. В 2020 году штрафы за превышение скорости составили 85% от общего количества. Их число увеличилось до 124 миллионов, что на 23% больше по сравнению с 2019 годом.

В среднем, в течение года каждый автомобиль в России был оштрафован за превышение 2,5 раза.

ЖЕРТВЫ СКОРОСТИ
Все цифры указывают на то, что систематическое нарушение скоростного режима является нормой для многих россиян.

Но страшна не сама скорость. По данным ГИБДД, в 16 387 авариях, связанных с превышением скорости, погибли 2518 человек. И таких аварий в 2020 году стало на 18,3% больше.

Проект «20 идей по развитию России» https://20idei.ru/ru/ предлагает конкретное решение проблемы.
ДОСТИЖИМЫЕ ЦЕЛИ
В России реализуется программа «Безопасные качественные дороги». К 2030 году смертность на дорогах должна снизиться в 2,7 раз по сравнению с 2020 годом (4 человека на 100 000 населения вместо 10,9).

В Евросоюзе этот показатель в 2020 году составил 4,2. Стоит цель к 2030 году снизить его вдвое. В том числе и за счет применения технических средств.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АССИСТЕНТ
Европейская Комиссия издала постановление, согласно которому с июля 2022 года все новые модели, поступающие на рынок, должны быть оснащены электронной системой контроля скорости – Intelligent Speed Assistant (ISA).

А еще через два года продажа и регистрация машин без неё будут запрещены.

Такие системы уже есть у многих моделей, но не входят в обязательное оснащение.

КАК ОНА РАБОТАЕТ
Система использует видеокамеру для считывания дорожных знаков и подключенную через GPS базу данных ограничений скорости.

На большинстве машин ISA выполняет предупредительную функцию. Но в некоторых версиях может самостоятельно сдерживать скорость – снижая ее или предотвращая разгон.
КАК ОНА РАБОТАЕТ
Система использует видеокамеру для считывания дорожных знаков и подключенную через GPS базу данных ограничений скорости.

На большинстве машин ISA выполняет предупредительную функцию. Но в некоторых версиях может самостоятельно сдерживать скорость – снижая ее или предотвращая разгон.
ЧЕТЫРЕ ПРИЕМА
Технический регламент ЕС определяет возможные реакции системы на действия водителя. Всего их четыре:

  • каскадное звуковое предупреждение;
  • каскадное вибрационное предупреждение;
  • легкий обратный толчок педали газа;
  • автоматическое плавное снижение скорости.

В первых двух случаях это оповещение. Другие два – вмешательство системы в управление.

ЭТО НЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
У водителя остается возможность обойти ограничение, нажав педаль газа глубже. Скажем, при некоторых обгонах это жизненно необходимо.

То есть назначение системы – не тормозить машину, а стимулировать водителя избегать превышения.

Дмитрий Давыдов предлагает сделать в России оснащение автомобилей аналогичными системами обязательным. Для этого нужна законодательная поддержка государства.
КТО ЭТО СДЕЛАЕТ
Такое оборудование может быть как встроенным в заводскую комплектацию, так и установленным специализированными сервисами – в случае ввоза машины из другой страны.

Отсутствие системы или управление транспортным средством с заведомо неисправной системой должно квалифицироваться как нарушение требований к техническому состоянию, за что законом предусмотрен штраф.
РАЗУМНЫЕ СРОКИ
Со дня выхода закона об обязательном оснащении новых машин системой ISA до начала его действия потребуется время, чтобы рынок подстроился под новый технический регламент. Три-четыре года – разумный и достаточный срок.

Со временем все автомобили в стране будут оборудованы этой системой безопасности.
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО
В интенсивном потоке, при фокусировке внимания на навигации или из-за усталости водитель может случайно, неосознанно не заметить тот или иной знак. Электроника такие ситуации исключит.

Это позволит избежать нежелательных штрафов и сократит случаи чрезмерно быстрой езды.

Но самый главный эффект: количество смертей и травм на дорогах России существенно сократится.
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО
В интенсивном потоке, при фокусировке внимания на навигации или из-за усталости водитель может случайно, неосознанно не заметить тот или иной знак. Электроника такие ситуации исключит.

Это позволит избежать нежелательных штрафов и сократит случаи чрезмерно быстрой езды.

Но самый главный эффект: количество смертей и травм на дорогах России существенно сократится.