Стоимость ОСАГО пересмотрят. Штраф за езду без полиса - тоже
Стоимость ОСАГО пересмотрят.
Штраф за езду без полиса – тоже
Приобрести полис обязательного страхования автогражданской ответственности становится все труднее из-за роста цен. При этом штраф за отсутствие полиса настолько мал, что некоторые водители предпочитают ездить вовсе без него.
По осторожной оценке Российского союза автостраховщиков, на наших дорогах не меньше 5-7% автомобилей, владельцы которых ездят без полиса ОСАГО или с поддельными полисами. То есть примерно 3 миллиона (из 52,9 млн зарегистрированных в стране) автомобилей. Некоторые эксперты считают, что сейчас таких больше 10%, то есть около 6 миллионов, и число это растет.
В чем опасность для нас с вами?
В случае ДТП пострадавшим намного труднее компенсировать издержки на ремонт автомобилей и лечение. А иногда и вовсе невозможно.
Почему водители ездят без полиса? Причин три:
Бесконечно растущая стоимость полисов ОСАГО.
Трудности с оформлением.
Мизерные штрафы за отсутствие ОСАГО.
Какой штраф за езду без ОСАГО?
Средняя стоимость полиса ОСАГО в Москве сегодня – 8 800 рублей, а штраф за его отсутствие по статье 12.37 часть 2 КоАП РФ — всего 800 рублей. При оплате штрафа в течение 20 дней действует скидка, то есть фактическая «стоимость» нарушения — 400 рублей.
Имейте в виду, что если полис у вас оформлен, но вы просто забыли его дома и не можете предъявить инспектору ГИБДД, вам полагается штраф в 500 рублей или предупреждение (ст. 12.3 часть 2 КоАП РФ).
Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов считает, что ситуацию нужно срочно исправлять, и предлагает свое решение. Чтобы понять, какая мера подойдет для России, для начала следует обратиться к мировому опыту.
Как в других странах?
В Испании
за отсутствие ОСАГО выписывается штраф в размере от 601 до 3 005 евро (до 186 000 рублей). Причем инспектор дорожной полиции может наложить штраф на владельца не только движущегося по дороге автомобиля, но и стоящего на парковке, а также отправить автомобиль на муниципальную парковку, за которую придется платить также автовладельцу.
Во Франции
за вождение машины без обязательной страховки водителю грозит штраф размером до 3 750 евро (231 000 руб.). Кроме того, может применяться ряд административных взысканий, например, общественные работы, лишение водительских прав, задержание транспортного средства и прочие.
В Дубае
вождение без страховки влечет за собой штраф размером в 500 дирхам (около 10 000 рублей) вместе с задержанием автомобиля на 7 дней.
Российский опыт
Увеличение штрафов за нарушения ПДД – вполне эффективный инструмент, что доказывает пример с ремнями безопасности. Мы стали пристегиваться, когда нам кратно увеличили штрафы. И практически все покупали ОСАГО, когда за его отсутствие грозила штрафстоянка.

Вопрос про повышение штрафа за езду без ОСАГО поднимался неоднократно. В 2018 году в Госдуме было предложено повысить штраф до 5 000 рублей, а в 2019 году предлагалось уравнять его со средней стоимостью страхового полиса.

Российский опыт
Увеличение штрафов за нарушения ПДД – вполне эффективный инструмент, что доказывает пример с ремнями безопасности. Мы стали пристегиваться, когда нам кратно увеличили штрафы. И практически все покупали ОСАГО, когда за его отсутствие грозила штрафстоянка.

Вопрос про повышение штрафа за езду без ОСАГО поднимался неоднократно. В 2018 году в Госдуме было предложено повысить штраф до 5 000 рублей, а в 2019 году предлагалось уравнять его со средней стоимостью страхового полиса.

Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России», предлагает более радикальные (и, по его мнению, эффективные) меры:
Установить размер штрафа на региональном уровне, привязав его к средней стоимости страховки в данном регионе. Например, в Москве в 2022 году средняя стоимость ОСАГО составляет 8 833 рубля, а в Калмыкии — 2 839 рублей.
За повторное нарушение взимать штраф в двойном размере.
Отправлять автомобиль на штрафстоянку до приобретения нарушителем полиса ОСАГО. Кроме того, он должен будет оплатить работу эвакуатора и услуги по хранению автомобиля.
Таким образом, наказание за это нарушение будет дороже приобретения страховки. И это станет мощным стимулом для автовладельцев.
Дополнительные меры
Кроме того, Дмитрий Давыдов предлагает фиксировать данное нарушение видеокамерами и автоматически выписывать штраф. Установленные по всей стране стационарные камеры фотовидеофиксации нарушений на дорогах будут считывать номера и передавать в центр обработки. При наличии единой базы данных система сможет выявлять нарушителей и назначать штраф владельцу транспортного средства.

Однако штраф должен выписываться не чаще, чем один раз в 20 дней, чтобы нарушитель успел отреагировать и приобрести полис. Система также может оповещать ближайшие патрульные службы о выявлении нарушителя, чтобы инспекторы могли оперативно найти его и задержать автомобиль.
Электронная база данных транспортных средств, не имеющих полиса ОСАГО, должна быть доступна в каждом патрульном автомобиле, чтобы сделать поиск нарушителей более оперативным.
Эти меры, по мнению Дмитрия Давыдова, положительно отразятся на дисциплинированности безответственных водителей и снизят риски при ДТП для законопослушных.

Естественно, без государственной поддержки в этом вопросе не обойтись.
Мнение экспертов
О проблеме поддельных полисов ОСАГО или езды без полиса в то или иное время высказывались многие видные деятели. К примеру, Алексей Моисеев, заместитель министра финансов РФ, в интервью «РИА Новости» заявил:
– Люди, которые ездят без полиса ОСАГО, представляют собой общественную опасность. Мои права как добропорядочного участника дорожного движения нарушаются людьми, которые виноваты в ДТП и не имеют ОСАГО, они не возместят мне ущерб. Надо фиксировать это на камеры.

Что касается штрафов, вопрос их повышения можно обсуждать. Все-таки должна быть сопоставимость между штрафами и экономической составляющей, выгодой, которую человек получил.
Сергей Смирнов, юрист:
– Кроме величины штрафа важна еще и неотвратимость наказания. Водитель должен понимать, что если не купит полис ОСАГО, то гарантированно получит наказание. Сейчас по этому нарушению камеры автоматической фиксации нарушений работают в тестовом режиме. В итоге штраф можно получить только если вас остановит инспектор ГИБДД. А это маловероятно при нынешней численности сотрудников ДПС.
Идея нужная, ведь главная ее задача – повысить безопасность на дорогах и уберечь законопослушных водителей от непредвиденных убытков в случае, если они попадут в ДТП с водителем, не имеющим полиса ОСАГО. Однако столь масштабная инициатива нереализуема без поддержки государства.
Официальный ответ от МВД России:
Механическое увеличение размеров санкций не может само по себе служить эффективной мерой сдерживания роста (отказа от совершения) неправомерного поведения при отсутствии комплексного подхода к решению соответствующих проблем.

С 2020 года в специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции реализована возможность получения информации от Российского союза автостраховщиков посредством вида сведений «Сведения о начале договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства».

В настоящее время Минцифры России ведутся работы по созданию витрины данных, содержащих сведения о договорах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и электронного сервиса по предъявлению договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде QR-кода сотруднику полиции при надзоре за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием мобильного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) «Госуслуги Авто».
Врио начальника отдела по работе с обращениями граждан С.Н. Полионович
Комментарий от Дмитрия Давыдова:
Я согласен, что повышению этого штрафа должен предшествовать всесторонний анализ существующего правоприменения. Но слабая эффективность нынешнего наказания вполне очевидна даже исходя из фактов, описанных выше. Поэтому я прошу МВД инициировать соответствующую поправку в КоАП с целью не только повысить штраф, приравняв его к средней стоимости страхового полиса в конкретном регионе, но и ввести задержание транспортного средства, где сопутствующие расходы понесет нарушитель.

Замечательно, что Министерство внутренних дел и Министерство цифрового развития совершенствуют систему контроля за нарушителями обязательного автострахования путем интеграции баз данных автостраховщиков в программное обеспечение Госавтоинспекции и через создание механизма проверки страховки по QR-коду. Предлагаемая мною интеграция с камерами видеонаблюдения для автоматического назначения штрафа может стать следующим шагом в этом развитии.
Комментарий от Дмитрия Давыдова:
Я согласен, что повышению этого штрафа должен предшествовать всесторонний анализ существующего правоприменения. Но слабая эффективность нынешнего наказания вполне очевидна даже исходя из фактов, описанных выше. Поэтому я прошу МВД инициировать соответствующую поправку в КоАП с целью не только повысить штраф, приравняв его к средней стоимости страхового полиса в конкретном регионе, но и ввести задержание транспортного средства, где сопутствующие расходы понесет нарушитель.

Замечательно, что Министерство внутренних дел и Министерство цифрового развития совершенствуют систему контроля за нарушителями обязательного автострахования путем интеграции баз данных автостраховщиков в программное обеспечение Госавтоинспекции и через создание механизма проверки страховки по QR-коду. Предлагаемая мною интеграция с камерами видеонаблюдения для автоматического назначения штрафа может стать следующим шагом в этом развитии.