«волга-дизель»
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Автопарк ЗР
Модель - GAZ 310221-600; изготовитель - ГАЗ; год выпуска - 2000; в эксплуатации "За рулем" - с августа 2000 года; пробег на момент отчета - 10 000 км; предыдущие публикации - ЗР, 2000, № 9.
Игорь ТВЕРДУНОВ
Честно говоря, "Волга"-универсал с новым дизельным двигателем ГАЗ-560 вызывала поначалу некоторое недоверие. Сам автомобиль не нов и хорошо известен, а вот совершенно незнакомый мотор... Мы долго пытали "дизельных" инженеров ГАЗа, задавая один и тот же вопрос: что будет, если сломается то-то и то-то? Нам терпеливо отвечали, а потом отвели в гараж, представили водителю-испытателю, который давно работает с дизельными машинами, и предложили поинтересоваться его мнением. Человек "от руля" сказал как отрезал: за дизель не бойся, ничего с ним не будет - смотри лучше, чтобы "Волга" чего не подкинула...
Насколько сбылись его пророчества за первые десять тысяч километров? Дизель пока в порядке, да и "Волга", которой от нас частенько достается за низкое качество, оказалась на удивление стойким бойцом. Все проблемы, с которыми пришлось столкнуться, нельзя отнести к разряду серьезных. Но начнем все же с мотора.
Общее впечатление от него самое положительное. Не прожорлив (средний расход дизельного топлива - 8,1 л/100 км), что при сегодняшних ценах на горючее, конечно, порадует владельца "Волги". Не слишком шумный: укладывается в нормы по внутреннему и внешнему шуму, причем "внешне" даже тише "406-го". Лишь на холостых оборотах он громче бензинового собрата. Результаты дорожных измерений тоже порадовали - динамика и максимальная скорость соответствуют заявленным. Особо отметим эластичность на пятой передаче - не надо лишний раз трогать рычаг, просто нажал на педаль и поехал обгонять грузовик например. Такой характер мотора делает машину очень удобной для езды по трассе: создается впечатление, что под капотом - о-го-го! Да дизельная "Волга" и не тихоход вовсе. Держать крейсерские "120" ей не тяжело, еще солидный запас под педалью остается. Хотя на таких режимах заметно возрастает расход топлива. Чтобы сполна ощутить экономичность дизеля, лучше за "сотню" лишний раз не выходить.
В городской суете "Волга" не столь удобна. И дело не в моторе, а скорее в самой машине, которая не дает дизелю показать себя. "Трясет" сцепление, туговато (особенно на холодной коробке) включаются первая и вторая передачи. Если отвлечься от этих неприятностей, все встает на свои места: можно трогаться с холостых, можно "вытянуть" на высокой передаче с маленькой скорости. Но в целом здоровенная "Волга", пусть и дизельная, в тесноте большого города - это "на любителя".
Теперь перейдем к неисправностям, без которых, понятно, не обошлось. Когда корпус компрессора стал покрываться тонким слоем моторного масла, мы настроились на самое худшее. Однако на сервисной станции "Даниан", где обслуживают нашу "Волгу", положение спасли, отключив клапан рециркуляции отработавших газов. Выброс масла через колесо компрессора прекратился, исчезла и склонность мотора к дымлению при интенсивном разгоне. При ближайшем визите на ГАЗ мы постараемся выяснить суть этой проблемы.
Заменили заднюю опору силового агрегата. Вместо старой, с пружинами, установили новую, резиновую. По двигателю все, остальные работы - по автомобилю. Их оказалось удивительно мало. Недаром "Волга" из экспортной партии: значит, и ее могут собирать руками, когда того хотят. Устранили течь из-под пробки топливного фильтра, поправили патрон лампочки в подсветке номерного знака, отладили замок пятой двери, отрегулировали рулевой механизм и, самое неприятное, обнаружили недотянутую (хотя и зашплинтованную) гайку на наконечнике рулевой тяги. Все работы выполнили во время первого ТО, по гарантии, и с тех пор ездит себе "Волга" - тьфу-тьфу-тьфу...
Кстати, об обслуживании. Проблем с ним пока не возникло. В том же "Даниане" есть и специально обученный работе с дизелем механик, и расходные запчасти. Так что никто не округлял глаза при виде экзотического пока мотора. Еще бы обслуживать машину пореже, чем раз в 5000 км, да подешевле...
Задняя опора двигателя старого образца (с пружинами)...
...и новая, резиновая.
РАСХОДЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ "ВОЛГИ" (0-10 000 км)
Пробег, км Статья расхода Затраты, руб.
550 "Сход-развал" 400
950 ТО-1 3524
4800 ТО-2 2439
9500 ТО-3 3454
0-10 000 Диз. топливо 4920
Итого 14 737
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ "ЗА РУЛЕМ"
GAZ 310221-600
Погодные условия: температура +15°С, давление 744 мм рт. ст., влажность 75%.
Покрытие - сухой асфальтобетон.
Динамические качества
(Нагрузка частичная - 2 чел. + 25 кг)
Разгон, с:
0-40 км/ч 5,1
0-60 км/ч 8,2
0-80 км/ч 13,2
0-100 км/ч 19,5
0-120 км/ч 29,1
0-140 км/ч 52,7
0-400 м 21,9 (105 км/ч)
0-1000 м 39,6 (131,4 км/ч)
Максимальная скорость, км/ч 148,5
Погрешность спидометра, % 10
Эластичность, с:
60-100 км/ч (IV) 14,0
80-120 км/ч (V) 21,7
Выбег, м:
120-50 км/ч 1285
50-0 км/ч 639
Торможение со 100 км/ч:
тормозной путь, м 52