Хроника: король индпошива
50 лет назад, 6 июня 1961 года указом президента Итальянской республики владельцу кузовостроительной мастерской Джованни Батисте Фарине по прозвищу Пинин было разрешено сменить фамилию на Пининфарина.
По мнению выдающегося автомобильного дизайнера Тома Тьярды, если в 1960-е кто-то и определял направление развития автомобильного дизайна, то именно Пининфарина.
А началось все в кузовной мастерской Stabilimenti Industriali Giovanni Farina S.A., образованной старшими братьями, Джованни и Серджо. Джованни Батисте было тогда 11 лет. Известна история, когда могущественный основатель Fiat Джованни Аньелли обсуждал с Джованни Батистой внешний вид автомобиля Fiat Zero, то на вопрос, какую форму радиатора выбрать, услышал от младшего брата кузовщика: «Эту!» Суровый Аньелли, которого почтительно называли il Senatore, «сенатор», обернулся и поинтересовался у дерзкого паренька, почему. «Потому, что этот радиатор сделал я!» – последовал ответ. Аньелли улыбнулся и, уходя, сказал по-пьемонтски: Cerea! («До свидания!»). На местный диалект Аньелии переходил, только когда пребывал в отличном расположении духа. Первый в истории Fiat массовый автомобиль был сделан по эскизам 17-летнего Джованни Батисты Фарины.
Собственно, приставка «Пинин», которая в 1961 году утяжелит его фамилию на пять букв, это тоже пьемонтское словечко. И означает оно «младшой». Поскольку английский и другие распространенные в цивилизованном мире языки таких тонкостей не различают, чаще всего можно услышать перевод слова Pinin как «малыш». «Пинин» Фарина был не просто пьемонтезе – коренной житель этой северной области Италии, но и туринезе – коренной туринец.
В 1930 году в родном Турине на улице Корсо Трапани он открыл собственное кузовное ателье – Carrozzeria Pininfarina. Так впервые прозвище и фамилия публично оказались рядышком. О том, что происходило дальше, жители нашей страны узнавали по обрывочной информации, проникавшей сквозь «железный занавес». Вот, в частности, что писал в журнале «За Рулем» №4 за 1972 год один из наиболее авторитетных экспертов в области автомобильных кузовов Юрий Долматовский:
«Общепризнанный патриарх туринских (и мировых!) кузовостроителей – Батиста Фарина, умерший в 1968 году. Все звали его «Пинин» (малыш). Это прозвище так привилось, что стало неотъемлемым от фамилии, и новая фамилия – Пининфарина – была утверждена особым государственным актом. Автомобиль «Чизиталия», спроектированный Фариной, сразу после войны, впервые для произведений такого рода удостоился чести стать экспонатом Музея современного искусства в Нью-Йорке. Недавно фирма «Пининфарина», до этого независимая, вошла в концерн ФИАТ, но все еще принимает заказы и со стороны».
Из этого предельно сжатого абзаца советские автомобилисты впервые узнали не только о Пининфарине, но, вероятно, и существовании в Нью-Йорке («Городе Желтого дьявола»!) Музея современного искусства. За рядом неточностей, простительных в условиях информационного вакуума (умер Пининфарина в 1966-м, а его фирма никогда не входила в состав Fiat, а только выполняла крупные заказы этого концерна) Долматовский поведал читателям уникальную в своем роде историю: за заслуги перед отечеством президентским актом человеку сменили фамилию!
Впрочем, тогдашняя печать отнеслась к этому событию равнодушно. Потребовалось немало времени, чтобы разыскать в архивах центральной итальянской газеты La Stampa объявление о появлении фамилии Пининфарина. И то, опубликовано оно было только 20 июня, причем выдержано было в довольно странной тональности, вроде «президент республики подтверждает, что своим декретом разрешил Джованни Батисте Фарине сменить фамилию на Пининфарина, и действие указа распространяется на его детей и потомков…» Получается, президент Джованни Гронки вроде как оправдывался. Президентскую инициативу, похоже, действительно одобрили не сразу, о чем свидетельствует факт, что в актах гражданского состояния коммуны Турина запись о смене фамилии появилась только 26 октября 1961 года.
Батиста Пининфарина, как с того момента начал именоваться кузовщик, внес огромный вклад в развитие автомобильной эстетики. За свои заслуги он отмечен многими почетными наградами, такими как Premio Torino, присуждаемой инженерно-архитектурным сообществом Турина, и престижной Gran Premio Nazionale Compasso d’Oro. Из рук президента Франции де Голля он получил орден Почетного легиона. Его приняли в почетные граждане города Детройта. Как тут не вспомнить, что в 1920 году во время визита в Америку Генри Форд предлагал Джованни Батисте Фарине остаться у него работать кузовщиком.