Хроника: Mercedes + Benz = Mercedes-Benz
85 лет назад, 28 июня 1926 года, была завершена сделка по слиянию компаний Benz und Cie и Daimler Motoren Gesellschaft в концерн Daimler-Benz AG. Так появилась новая марка легковых автомобилей, грузовиков и автобусов Mercedes-Benz.
«В тех условиях, когда акулы охотились за щуками, а щуки за плотвой, два автомобильных завода, работавших до сих пор параллельно, решили объединиться». Так это событие будет прокомментировано в выпущенной Издательство политической литературы в 1889 году брошюре «Под звездой «Мерседеса»».
Предпосылками к объединению, вошедшему в историю как Ein Fusion, «Слияние», стало тяжелое экономическое положение Германии. Кризис во всех отраслях, стремительное обесценивание марки, подавленное настроение граждан после поражения страны в Первой мировой войне, отраженное в романах Ремарка и Гессе. В этой обстановке автомобильные компании рождались и разваливались десятками. Так, в 1923 году закончило существование предприятие Benz Söhne, образованное в 1906 году сыновьями Карла Бенца.
Это было время биржевых спекулянтов, готовых в погоне за быстрой наживой разрушить реальную экономику. Одним из наиболее крупных был Яков Шапиро, эмигрант из Одессы. Он владел крупными долями в целом ряде автомобильных компаний, таких как Benz und Cie, Daimler Motoren Gesellschaft, NAG, NSU, Protos и других. Не менее заметной фигурой был Камилио Кастельони, в руках которого в результате Ein Fusion оказались акции Daimler-Benz AG на 3,4 млн. марок. Пикантность ситуации заключалась в том, что одновременно он обладал 5-миллионным пакетом акций BMW AG. Первый председатель правления Daimler-Benz AG Эмиль фон Штаусс предпримет все возможное, чтобы изъять акции у дельцов с сомнительной репутацией.
Начало слиянию было положено еще 1 мая 1924 года достижением между фирмами соглашения об обоюдных интересах. Началось приведение к общему знаменателю финансовой отчетности, технической документации, ознакомление с методами работы друг друга. В том же 1924 году рекламные художники получили заказы на создание тематических плакатов и разработку нового фирменного стиля.
Новая эмблема вобрала в себя элементы обеих прежних: трехлучевую звезду Mercedes, символизирующую присутствие марки в трех средах – на земле, в небесах и на море, и лавровый венок, обрамлявший слово Benz.
К столу переговоров обе компании пришли с существенно сокращенными объемами производства легковых моделей. Если в 1920 году Benz выпустил 2026 машин, то в 1923-м – 1382. Производство Daimler в 1920 году составило 1616 легковых машин, а в 1923-м – 1020 машин. Не лучшим образом обстояли дела и с грузовиками. Объединение принесло впечатляющие результаты: уже в 1927 году производство легковых автомобилей утроилось и составило 7921 экземпляров. Слияние произошло весьма своевременно, поскольку впереди западный мир впереди ждал еще один экономический кризис, 1929 года. Из двух знаменитых основателей компаний, Готлиба Даймлера и Карла Бенца, до слияния дожил лишь последний. Он вошел в директорат Daimler-Benz AG и состоял в нем до самой смерти 4 апреля 1929 года в результате осложнений бронхита.