Хроника: история с географией
310 лет назад, 24 июля 1701 года, маркиз Антуан Ламэ де ла Мотт Кадияк основал город Детройт – метоним будущего автомобильного могущества США.
Антуан Ламэ де ла Мотт Кадияк был француз, посланник короля Луи XIV. И город, а точнее форт, он назвал по-французски «Детруа», то есть – Протока. Так незадолго до этого Кадияк назвал реку, к которой вышел с отрядом из пятидесяти переселенцев: le détroit du Lac Érié. Река соединяла меж собой Великие Озера – Сен Клэр и Эри. Если уж быть до конца точным, то форту дали имя морского министра при дворе короля Поншатрэна : Fort Ponchartrain du Détroit. До 1710 года Кадияк руководит фортом, после чего становится губернатором Луизианы. Заговорив по-английски, свободные граждане вчерашней Новой Франции все переиначили на свой лад. И Кадияк стал у них Кадиллаком, Детруа – Детройтом. А про Поншатрэна и вовсе позабыли.
В Детройте и его пригородах на рубеже XIX и ХХ столетий концентрируется автомобильное производство. Количество фирм переваливает за сотню! К 1920-м годам в результате жестокого конкурентного отбора уцелеют единицы – Chrysler Motor, Dodge Brothers, Ford Motor Co., General Motors Corporation, Packard Motor Co. В современном Детройте архитектурными достопримечательностями считаются здания, так или иначе связанные с автомобильной индустрией, например, бывшие корпуса завода Packard работы архитектора Альберта Кана, или бывшая фабрика Ford на авеню Пикетт, или отель Cadillac, возле которого в 1896 году состоялась первая пробная поездка самодвижущейся повозки Форда.
Автомобилестроители воздали должное памяти первооткрывателей. В 1902 году Уильям Мерфи и Генри Лиланд, создавая свою фирму, нарекли ее Cadillac и даже использовали в качестве эмблемы герб француза. Спроси сегодня американца, не каждый скажет, в честь кого автомобиль носит имя Pontiac. Тогда как Понтиаком звали индейского вождя, восставшего против французов в 1760-е годы. Вождь однажды даже сжег форт дотла. Положением воспользовались англичане – начали поддерживать индейцев и в результате завладели и фортом, и прилегающими территориями.
Гораздо меньше известны другие названия автомобилей, связанные с историей территорий вокруг Великих Озер. Например, Frontenac, получивший такое имя в честь наварца Луи де Бюада, графа де Фронтиньяка эт де Палюо. Бригадный генерал, он с 1672-го по 1682-й и с 1689-го по 1698 год был губернатором Новой Франции и жестоко подавлял восстания ирокезов. Забыта сегодня и De Soto с La Salle. Как было у Марка Твена? «В те времена все исследователи путешествовали с целой свитой духовных лиц. У де Сото их было двадцать четыре; с Ла Саллем их было тоже достаточно. У экспедиций часто не бывало мяса, им не хватало одежды, но у них всегда имелся весь необходимый реквизит для мессы». Эрнандо Де Сото был испанским конкистадором. Он первым углубился в земли будущих Соединенных Штатов и исследовал притоки Миссисипи. Николя де ла Салль - первый француз, направленный королем в Луизиану. Он также исследовал бассейн Миссисипи.