Хроника: с претензией на вечность
75 лет назад, 2 сентября 1936 года, состоялась премьера Bugatti Typ 57SC Atlantic – одного из выдающихся образцов дизайна и наиболее редких и дорогих автомобилей на планете.
Силуэт этого автомобиля нарисовал Жан Бугатти – сын великого Этторе. Младший в семье основателя компании был одаренным конструктором и обладал хорошим вкусом. В те годы много экспериментировали над формой автомобиля, причем зачастую эстетические предпочтения брали верх над соображениями эргономики, обзорности, удобства посадки, вместительности багажника.
Жану Бугатти было важно придать силуэту форму капли, по модному французскому фасону «капля воды». Примечательно, что две половинки цельнометаллической крыши соединялись через фланцы двойным рядом заклепок (их около 1200 штук), подобно обшивке трансатлантического лайнера. Точнее даже – первых пассажирских авиалайнеров, поскольку кузов был изготовлен из электрона (сплав алюминия и магния).
Подобные штучные образцы - непременно с долей бессмысленности - оставались предметом роскоши, тем самым выговаривая себе место в вечности. В минувшем году один из экземпляров Bugatti Typ 57SC Atlantic ушел с аукциона за $30 млн. Достаточно серьезный повод, чтобы присмотреться к авто повнимательнее, не правда ли?
Буквы SC обозначали Sport Compresseur, т.е. спортивный с механическим нагнетателем, однако Atlantic не оснащались компрессором - его можно было установить по просьбе владельца. Это увеличивало мощность 8-цилиндрового рядного мотора с рабочим объемом 3,26 л со 170 до 200 л.с. Автомобиль мог ходить под 200 км/ч, но, разумеется, недолго, поскольку шины того времени не выдерживали такого темпа.
Среди особенностей машины следует отметить систему смазки с сухим картером, двухдисковое сцепление, обеспечивающее плавное схватывание, вязкостные амортизаторы De-Ram, действовавшие наподобие современной вискомуфты. В отличие от базового «Типа 57» Жан Бугатти максимально понизил центр тяжести, пропустив задний мост сквозь овальные окна в лонжеронах рамы.
В 1932-м, когда Жан спроектировал «Тип 57», ему было только 23 года. Конструкторское бюро Bugatti состояло тогда из семи человек, руководимых Антонием Пикетто. Младший Бугатти много экспериментировал, в том числе попытался установить переднюю независимую подвеску взамен цельной балки. Этим он вызвал гнев отца, считавшего балку верхом эстетических достижений. Так что все Bugatti Typ 57 получили зависимую рессорную подвеску.
Сколько таких автомобилей было построено? Один – прототип Aerolithe – в октябре 1935 года выставлялся на автосалонах в Париже и Лондоне, затем был разобран, а его части использованы для постройки Atlantic за номером 57374, купленным лордом Филиппом де Ротшильдом в 1936-м. Второй автомобиль, шасси №57473, считается наиболее спорным, поскольку его владельцы в 1955 году угодили в серьезную аварию, и обломки десять лет пролежали на задворках железнодорожной станции, на переезде неподалеку от того места, где машину смял поезд. Затем обломки приобрел Поль Андрэ Берсон и на их основе восстановил автомобиль. Наконец, третья машина (№57591) признана наиболее безупречной, хотя и перекрашена из первоначального «сапфирового синего» в черный. Она прошла реставрацию в известной калифорнийской мастерской Пол Рассела и уже долгие годы находится в коллекции кутюрье Ральфа Лорена.
Кроме того, известно самое малое пять точных копий Bugatti Typ 57SC Atlantic – их изготовил датчанин Эрих Кукс, проживающий на юге Франции. Энтузиасты воссоздали и Aerolithe, использовав шасси обычного Bugatti Typ 57 (базу пришлось укоротить с 3,3 до 2,98 м, а силовой агрегат сдвинуть назад на 105 мм). Реплика принадлежит доктору Питеру Борстелу из Великобритании.