В 2014 году цены на автомобили будут расти быстрее инфляции
Глобальное исследование, которое ежегодно проводит сеть компаний КПМГ, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги, основано на мнениях 200 руководителей компаний автомобильной отрасли. В опросе участвовали представители всех звеньев цепочки формирования стоимости в автомобильной отрасли, в том числе компаний-автопроизводителей, поставщиков и дилеров (все – с годовой выручкой свыше 100 млн долл. США).
Доходы от продаж автомобилей верхнего ценового сегмента не показывают признаков влияния рецессии и инфляции, однако более двух третей респондентов КПМГ полагают, что в 2014 году цены в этом сегменте авторынка возрастут минимум на 5% выше уровня инфляции, а еще 20% предвидят рост на 10% и более по сравнению с уровнем инфляции.
В массовом сегменте большинство опрошенных прогнозируют рост цен не более чем на 5% выше уровня инфляции, при этом участники исследования из региона БРИК (Бразилия, Индия, Россия, Китай) ожидают «умеренных скачков цен на автомобили массового производства».
«Хотя растущий средний класс в этих странах и пополняет базу потенциальных покупателей автомобилей, располагаемый доход его представителей все еще достаточно скромен по сравнению с доходом того же класса в более развитых странах мира, – отмечается в исследовании КПМГ. – Более того, в странах с растущей экономикой, таких как Россия, конкуренция и без того достаточно жесткая, и китайские и тайваньские автопроизводители, поставляя на российский рынок все новые и новые товары и вызывая его перенасыщение, лишь усугубляют ситуацию».
В таких обстоятельствах производители меньше внимания уделяют прибыли и больше – завоеванию доли рынка и созданию брендов, отмечается в исследовании. Однако теория не так явно согласуется с российской практикой: по данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенные цены на российском авторынке стабильно растут, приближаясь к европейскому уровню. Связано это как с изменением структуры рынка, так и с ростом стоимости самих автомобилей – каждое новое поколение моделей становится «лучше и дороже». Так, в 2013 году средняя цена нового легкового автомобиля в России составила 28 340 долларов США, при этом самые дорогие автомобили относятся к марке Mercedes-Benz (103 250 долларов), самые доступные – Daewoo (10 340 долларов).
Участники опроса КПМГ также считают, что уже в скором времени Россия будет экспортировать более миллиона легковых автомобилей – в семь раз больше, чем в 2013 году. При этом 44% экспертов уверены, что российский экспорт автомобилей достигнет миллиона единиц через 3—5 лет, еще 33% отводят на достижение этого результата 6—9 лет.