В России начали штрафовать за отсутствие тахографов
В соответствии с приказом Министерства транспорта России «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» коммерческий транспорт будет обеспечен приборами контроля поэтапно. Как рассказал «За рулем.РФ» начальник отдела организации авто и ж/д перевозок компании DPD в России Юрий Минаков, к 1 апреля тахографы в обязательном порядке должны быть установлены на транспортные средства, которые перевозят опасные грузы, а к 1 июля – на все автобусы, кроме маршрутных. С 1 июля тахографы должны быть установлены и на грузовые автомобили весом более 15 тонн, которые задействованы в междугородних перевозках. С 1 сентября тахографами необходимо оборудовать все грузовики весом более 15 тонн.
Для транспортных средств, не имеющих допуска для осуществления международных перевозок или оснащенных средствами контроля за режимом труда и отдыха, соответствующими нормам Евросоюза, а также для транспортных средств, оснащенных контрольными устройствами до 1 января 2014 года, срок обязательного оснащения тахографами отодвигается до 1 января 2018 года.
По словам Юрия Минакова, основная масса грузовиков импортного производства оборудована тахографами, тогда как автомобили российского производства оснащены этими приборами лишь частично.
Святослав Шабронов, руководитель группы продаж «Коммерческий мониторинг» компании «Аркан», пояснил, что основная задача, возложенная на тахограф, — обеспечение безопасности дорожного движения. Аварии с участием коммерческого транспорта имеют наиболее тяжкие последствия, а основными причинами таких ДТП, как правило, оказываются усталость водителя или превышение максимальной скорости движения, допустимой для данного типа транспортного средства.
Тахограф призван обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей и контроль скорости, при этом показания прибора являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах.
Данные с тахографа, введя специальный ключ (карту контролера), может получить сотрудник ГИБДД и, например, выписать штраф на основании показаний прибора, говорит Святослав Шабронов. По его данным, оснастить тахографами планируется около 5 млн из 8 млн муниципальных и корпоративных транспортных средств (от их использования освобождены лишь некоторые его виды, например пожарные автомобили, машины для уборки улиц, «скорой помощи»). Каждый такой прибор с установкой обходится собственнику автопарка в 40 000-50 000 руб.
Изначально сделать тахографы обязательными планировалась уже в 2013 году, однако ведомство дало отсрочку после того, как выяснилось, что устройства с заявленными характеристиками в России не производятся. И хотя штрафы за нарушение регламента о безопасности действуют с 1 апреля 2013 года, использовать тахографы до сих пор невозможно из-за массы технических проблем и нерешенных организационных вопросов: непонятно, к примеру, где и как должен отдыхать водитель большегрузного автомобиля, как того требует регламент, — на многих российских трассах найти безопасное место для остановки просто невозможно.
Антон Колошеин, начальник транспортного отдела 3PL провайдера LogLab, сообщил: «В нашем собственном автопарке содержится, в основном, малотоннажный транспорт, поэтому напрямую обязательная установка тахографов нас коснется только через год – 1 апреля 2015 г. Штрафные санкции для перевозчиков, которые вступили в силу сегодня, касаются только междугородних автобусов и грузовых автомобилей весом свыше 12 тонн. По нашим оценкам, стоимость оборудования тахографом транспортного средства с установкой составляет около 35 000 рублей. Нововведение повлечет за собой изменение тарифов на перевозку грузов, а также окажет влияние на выполнение срочных заказов».
По информации «Российской газеты», штрафы от одной до трех тысяч рублей грозят водителю, если прибор окажется неисправен или подвергнут перепрошивке.
Справка Тахограф — устройство непрерывной регистрации маршрута и скорости движения, времени работы и отдыха водителей. Прибор записывает и сохраняет в памяти все тонкости эксплуатации автомобиля. Помимо скорости на конкретных участках он фиксирует поломки машины и следит за тем, в каком режиме водитель движется, и не дает ему работать на износ. Водитель должен управлять машиной согласно утвержденному графику, вовремя останавливаться на кратковременный отдых и не перерабатывать.