Лето не для России: кому нужны машины с открытым верхом
Машина выходного дня
Кабриолеты и родстеры редко встречаются на российских дорогах, а их годовые продажи в нашей стране измеряются лишь сотнями. В прошлом году, к примеру, россияне купили порядка 680 автомобилей «без крыши», что составляет менее 0,03% российского авторынка, гласят данные «Автостата». Для сравнения, в странах Западной Европы доля кабриолетов достигает 2,8% (данные Европейской ассоциации автопроизводителей). И это неудивительно, ведь с учетом холодных и продолжительных зим в большинстве регионов нашей страны кабриолет – автомобиль сезонный, а позволить себе такую роскошь могут очень немногие наши соотечественники. А вот в Европе с ее более теплым климатом и лучше обеспеченным населением кабриолет представляет собой вполне самодостаточный автомобиль, в том числе на каждый день.
Распространение кабриолетов естественным образом ограничено уровнем благосостояния россиян, ведь обычно это не единственная и даже не вторая машина в семье, отмечает директор по продажам Porsche Ясенево ГК «Рольф» Ирина Франк. По ее словам, ликвидность автомобиля на вторичном рынке также играет роль при выборе модели.
Цена имеет значение
Есть и более прозаические причины, по которым российские автомобилисты отказываются от покупки открытых автомобилей, – это загазованный воздух и грязь на дорогах. Да и дорожное покрытие в России не всегда подходит для вождения машин с низкой посадкой, говорит гендиректор компании «Артекс» Михаил Кормес.
Даже в премиум-сегменте не последнюю роль при выборе автомобиля играет цена. Ведь модификация кабриолет дороже базовой модели в варианте купе или хэтчбек, и покупатели не всегда готовы переплачивать за возможность складывания крыши.
Среди премиальных спортивных компактных автомобилей доля кабриолетов, согласно оценкам Jaguar Land Rover Россия, составляет 30-40% по сравнению со спортивными купе. А в российских продажах линейки Porsche 911 модификации Cabrio занимают более 20%, рассказал гендиректор «Порше Руссланд» д-р Томас Штэрцель. «Если же рассматривать всю историю продаж среднемоторного родстера Porsche Boxster в России, доля этой модели составляет 51%», – констатирует он.
Сегодня на российском авторынке представлено около 20 моделей кабриолетов и родстеров, самыми продаваемыми среди них являются Porsche Boxster и 911 Cabrio, Mercedes-Benz SL- и SLK-класса, BMW 4-й серии и Z4, Jaguar F-Type, Smart fortwo, Mini Cabrio и Roadster, Audi A3 и т.д. Как видно, автомобили с откидным верхом предлагают исключительно производители машин премиум-класса, тогда как более доступные модели уходят с российского рынка. К примеру, в этом году дилеры Peugeot продали последние экземпляры достаточно популярного ранее кабриолета 308 CC. Дело в том, что из-за слабого рубля массовые автопроизводители в последнее время делают ставку в России на локализованные или ходовые импортные модели, а поставлять нишевые автомобили в сложившихся условиях им стало невыгодно. Впрочем, и до падения рубля в линейках массовых иномарок кабриолеты были большой редкостью, ведь спрос на них в нашей стране потенциально очень ограничен. Даже в лучшие времена продажи кабриолетов и родстеров у нас не превышали 1 тыс. машин в год.
Погонять с ветерком
В свое время спрос на открытые автомобили в России подстегнуло появление жесткой складной крыши, приблизившей их к купе. Так называемые хард-топы стали достаточно популярны у российских потребителей, поскольку жесткий верх при необходимости решает проблемы защиты от шума, вандалов и капризов погоды.
Хотя не у всех производителей есть такое предложение, отмечает Михаил Кормес. Так, в модельном ряду Porsche автомобили с твердым складным верхом не представлены: модели 911 Cabrio, а также Porsche Boxster оснащаются складным тентом. «Традиционно, если клиент пересаживается с другого бренда на Porsche, то не готов рассматривать Cabrio с мягким верхом», – говорит Ирина Франк.
Все кабриолеты Audi также оснащаются исключительно мягкой крышей, равно как и Jaguar F-Type. «Кабриолет с легким мягким верхом является оптимальным решением для тех, кто предпочитает действительно динамичные автомобили: подобная крыша позволяет снизить общий вес конструкции и занимает меньше места, что обеспечивает более динамичный характер кабриолета», – считают в пресс-службе Jaguar Land Rover Россия.
Сезон кабриолетов
Сезон езды на автомобилях с откидным верхом составляет в России от силы четыре-пять месяцев, поэтому пик их продаж приходится на весну-лето. В связи с этим российские дилеры стараются ввезти их к началу сезона, то есть к марту. Как рассказали в пресс-службе Audi Russia, больше всего покупателей приходит весной, чтобы как можно дольше пользоваться кабриолетом теплой летней погодой. «Сезон кабриолетов в России очень короткий, поэтому большинство клиентов заказывают автомобили в зимний период, чтобы получить свой кабриолет в начале весны и сразу начать его эксплуатацию», – подтверждают в пресс-службе Jaguar Land Rover Россия.
Лишь немногие клиенты приобретают кабриолеты в зиму, даже несмотря на значительные преимущества по стоимости, которые ожидают покупателей таких автомобилей в холодный сезон.
Самовыражение на дороге
Несмотря на то, что кризис докатился и до рынка автомобилей премиум-класса, на продажи кабриолетов и родстеров его влияние практически незаметно, ведь этот сегмент авторынка и без того невелик. Как говорят в пресс-службе Audi Russia, спрос на автомобили с откидным верхом в этом году остается устойчивым. «Те, кто рассматривает для себя покупку спортивного кабриолета или купе, ориентируются в первую очередь на характеристики продукта, поэтому они по-прежнему остаются востребованными. Кроме того, рост цен на автомобили данного класса был менее значительным», – отмечают в пресс-службе Jaguar Land Rover Россия.
А вот Михаил Кормес говорит, что спрос на кабриолеты и родстеры сильно упал. «Такие автомобили в России всегда были штучным товаром, а сейчас, в момент кризиса, запросы на них становятся совсем редким явлением», – констатирует он. К примеру, в компании «Артекс» модели Jaguar F-Type с откидным верхом доступны сегодня только по предзаказу и с обязательной предоплатой не менее 30% стоимости. Впрочем, такие условия, по мнению Михаила Кормеса, не должны значительно сказаться на объемах продаж. «Дело в том, что клиенты, претендующие на эксклюзивный товар, каким, по сути, и являются кабриолеты, готовы проявлять терпение и подождать необходимое время до получения ключей от желанной игрушки», – рассуждает он.
В зависимости от модели и степени индивидуализации автомобиля срок ожидания кабриолета или родстера в Москве может варьироваться от двух месяцев до полугода.
Обычно же автопроизводители завозят в Россию незначительное количество кабриолетов и родстеров, поскольку такие автомобили, как правило, комплектуются с учетом индивидуальных пожеланий клиента и поставляются под заказ. «Российские клиенты занимают одно из лидирующих мест в мире по индивидуализации своих автомобилей, а спортивный автомобиль с открытым верхом прекрасно выражает индивидуальность», – считает д-р Томас Штэрцель.