Toyota цвета «мокрый кирпич»
- Я художник, а чем занимается художник? Берет чистое полотно и рисует на нем что-то. Вот для меня машина и является чистым холстом, на котором я могу выразить свои ощущения, свой протест.
- Почему именно машины, и в чем в данном случае выражается протест?
- Да недовольством тем, что в обществе все усреднено. Все везде одинаковое, глазу не на чем остановиться. Одинаковые дома, одинаковая одежда, машины одинаковые… Раньше хоть кареты были разные. Назрело, в общем, внутренне недовольство, захотелось сделать что-то веселое.
- Ну не все машины одинаковые! Если хочется выделиться, есть же мастерские, где автомобиль оттюнингуют так, что родная мама не узнает. Или, например, те же художники-аэрографы.
- А что аэрография? Она же тоже в принципе одинаковая: есть какие-то определенные мотивы, на тему которых и ваяют. Рисуют на капотах каких-нибудь львов, дельфинов, акул… И потом, все эти украшательства - они же плоские. Чтобы разглядеть рисунок на капоте автомобиля, нужно находиться выше - например, рассматривать машину из окна автобуса. А машина - это не плоскость, это 3D, где каждый кусочек может и должен работать. С художественной точки зрения подход к машине как к «плоскости» не эффектен.
Интернациональный кирпич
- Твой «кирпич» - это разовая работа или есть еще машины, подобные этой?
- Есть проект, который предполагает целую галерею машин, представляющих собой художественные объекты. Берем автомобиль и используем разную фактуру в зависимости от форм. Можно сделать «джинсу». Под нее нужны, к примеру, джипы. В результате должен получиться такой потертый автомобиль, с карманами, лейблами, заклепками. Или автомобиль-рыба с чешуей - подойдет спортивная модель. Или вот, например, картина, над которой я собираюсь работать, - машина-матрица. Компьютерная плата с характерным рисунком. Под «матрицу» подойдет, например, Carina ED.
- Почему для своей первой подобной картины ты выбрал «кирпичную» фактуру?
- Кирпич - интернациональное явление. Он знаком любой культуре, это самый древний элемент. Неизвестно еще, что было раньше: колесо или кирпич. А тут они вместе.
- А технология «окирпичивания» надежна или это до первой серьезной проверки климатом?
- На «кирпиче» я езжу уже почти два года. Машина выдержала и морозы, и дожди, и жару. Для меня же главное - чтобы машина при всей ее необычности оставалась функциональной. Кирпичи делал из корабельных шпатлевок, стекловолокна, краски специальной. Краску, кстати, очень долго подбирал, потому что требования высокие: она должна была быть влагоустойчивой, антикоррозийной и матовой.
- Почему матовой?
- Ну, блестящих кирпичей-то не бывает! Каждый кирпич сделан отдельно, и на всей машине нет двух одинаковых. Я ее рисовал около месяца под открытым небом без всяких ангаров: сделаю два-три кирпича, поезжу по делам, потом снова леплю. После уже имитировал раковины, трещины... Это кропотливый труд, но оправданный. Люди же делают по полгода ремонт в квартире, почему нельзя потратить какое-то время на свою машину?!
Зато сейчас очень удобно и практично: стукнулся, поцарапался, кирпич отвалился - снова заляпал, подкрасил и дальше поехал. Мыть - тоже не проблема. Да и зачем ее вообще мыть? Кто стены моет?!
Источник радости
- А как относятся к твоему произведению инспекторы ГИБДД? И вообще, как ты такую машину зарегистрировал?
- Мне говорили, что нельзя такую машину делать, потому что она станет причиной множества аварий - люди будут смотреть не на дорогу, а на нее. А произошло обратное: усиленный объект внимания, люди собранней становятся на дороге.
- Ну да, как здесь не стать собранней, когда мимо тебя натуральная стена проезжает!
- Наверное, и поэтому тоже. А с гаишниками вообще проблем никаких нет. Когда оформлял машину, она же изначально белая была, а тут сразу кирпич. Спрашивают, какой цвет? Я говорю: «мокрый кирпич». Нет, отвечают, нельзя, нет такого цвета. В общем, сошлись на цвете «коричневый». Для инспекторов на дороге моя машина вроде тест-контроля: остановит молодой инспектор, и в силу своей профессиональной неопытности начинает напрягаться, думать, положено так или нет. Если же останавливает кто-нибудь званием постарше, кто долго уже работает, тот просто улыбается, глядя на автомобиль.
- Специально машину тормозят, чтобы полюбопытствовать?
- За городом постоянно останавливают. Кто-то раз тормознул, рассказал про «кирпич» другому, тому тоже интересно. Так что останавливают уже со словами: «Мне рассказывали про вашу машину».
- И не напрягает это тебя?
- Нет, в принципе я же знал, что делаю, так что был к этому готов. А люди за два года так и не привыкли к тому, что по городу ездит кирпичная машина. Как увидят, сразу балдеют. Эта машина по эффекту - неисчерпаемый источник радости.
Продуманный хулиган
- Такое ощущение, что ты просто хулиган, который захотел потрясти общество и тем самым привлечь к себе внимание.
- Я художник. Хотя и с хулиганским подходом. Взять хотя бы еще одну мою задумку: какую-нибудь «девятку», машину, любимую криминальной молодежью, вывезти за город, сбросить все внутренности, взять «калашников» и всю машину расстрелять в сито. Потом навешать на нее обратно внутренности, заделать аккуратно пробоины. И получим «расстрелянную» машину. Подход хулиганский, но при этом продуманный: главное, чтобы машина оставалась на ходу. И в принципе из любой машины можно сделать все, что душе угодно.
- А в живописи тоже хулиганишь?
- Я не только живописью занимаюсь, еще есть фотография, дизайн. Частенько и там могу повеселиться сам и порадовать других. Например, у Константина Васильева есть картина «Ожидание». А у Василия Слонова есть «Ожидание-2».