24 часа Ле-Мана: неожиданный успех Audi
«24 часа Ле-Мана» спустя полтора часа после старта ознаменовались аварией. Под начавшимся дождем вылетели в отбойник Toyota (Энтони Дэвидсон / Николя Лапьер / Себастьен Буэми) и Audi (Фелипе Альбукерке / Марко Бонаноми / Оливер Джарвис). В инцидент оказалась вовлечена и Ferrari 458 Italia команды AF Corse, выступающая в классе LMGTE Am. В тот момент за рулем находился Сэм Берд, который на старте совершил серьезный прорыв, пройдя нескольких соперников. Пилоты в инциденте не пострадали, но Ferrari и Audi из-за сильных повреждений не смогли продолжить заезд. Toyota добралась до боксов для ремонта, чтобы затем вернуться на трассу.
К моменту возобновления заезда в гоночном режиме погода постепенно начала меняться: выглянуло солнце, и дорожное полотно стало подсыхать. Поэтому в последующие часы можно было наблюдать обострившуюся борьбу во всех классах.
Однако принять участие в ней до конца не довелось российским пилотам. Из-за аварии на 120-м круге сошел экипаж G-Drive Racing (Роман Русинов / Оливье Пла / Жюльен Каналь), а в самом начале гонки SMP Racing закатила в боксы свой прототип №27 (Кирилл Ладыгин / Николя Минассян / Маурицио Медиани). Утром оказалась разбита еще одна машина SMP Racing, уже из категории LMGTE Am – Ferrari 458 Italia под номером 72, которой управлял Виктор Шайтар (Андреа Бертолини / Алексей Басов). Спустя несколько часов свернул в боксы и второй прототип россиян под №37 (Сергей Злобин / Мика Сало / Антон Ладыгин). Позднее он вернулся на трассу, но лишь для того, чтобы добраться до клетчатого флага – на финише отставание от лидера составило 76 кругов.
В суточном испытании удалось выстоять Марку Шульжицкому, выпускнику Академии GT Nissan, который в «24 часах Ле-Мана» выступал на спортпрототипе LMP2 команды OAK Racing. Вместе со своими напарниками Алексом Брандлом и Яном Марденбороу он длительное время лидировал, и именно Марк увидел отмашку клетчатым флагом. Правда, прокол колеса, приключившийся незадолго до финиша, отбросили экипаж OAK Racing на пятое место в классе LMP2. Победа досталась Jota Sport и ее ZYTEK Z11SN – Nissan (Оливер Турви / Гарри Тинкнелль / Саймон Долан).
Главным фаворитом LMP1 считался коллектив Toyota Racing. Его представляли два экипажа: Александр Вурц / Стефан Сарразин / Казуки Накаджима (№7) и Энтони Дэвидсон / Николя Лапьер / Себастьен Буэми (№8). Именно они лидировали в квалификационных сессиях накануне, и по ходу сезона FIA WEC уже подтвердили хорошую форму своих прототипов. Однако с самого начала гонка не задалась для «японцев». После аварии лидировавшего прототипа №7 на первое место вышла Toyota TS 040 – Hybrid под стартовым номером 8. Позднее машины снова обменялись позициями, но утром в воскресенье автомобиль №7, которым в тот момент управлял Казуки Накаджима, остановился на трассе. Как сообщила команда, причиной схода стали проблемы с электроникой. В гонке остался лишь один экипаж Toyota Racing.
Борьбу Toyota планировали навязать Audi и Porsche, причем именно Porsche в квалификации были ближе всего к «японцам». Хотя недостаток мощности, который машины Porsche испытывали на предыдущих двух этапах FIA WEC, вызывал опасения, что «немцы» и здесь уступят соперникам. Оставалось надеяться на ход длинного заезда, что отчасти оправдалось. Благодаря проблемам у оппонентов, экипажи Porsche держалась достаточно близко к первой тройке, и за несколько часов до финиша автомобиль Марка Уэббера / Брендона Хартли / Тимо Бернхарда даже вышел в лидеры. Однако оставался он там недолго – по техническим причинам машине пришлось свернуть в боксы, и вперед тут же вырвались спортпрототипы Audi.
Бенуа Трелуйе, Марсель Фасслер и Андре Лоттерер на своем Audi R18 e-tron quattro Hybrid на последних двух часах гонки захватили преимущество в абсолютном зачете. Опередить их не смог и другой автомобиль команды. Аналогичный гибридный R-18 e-tron Quattro в составе экипажа Тома Кристенсена / Лукаса ди Грасси / Марка Жене занял второе место в классе.
Третьими, несмотря на все выпавшие сложности, оказались Энтони Дэвидсон / Николя Лапьер / Себастьен Буэми (Toyota Racing). Четвертое место удержали «частники» Rebellion Racing в составе экипажа Николя Проста / Ника Хайдфельда / Маттиаса Беше. Оба автомобиля Porsche в классе LMP1 в итоговую классификацию не попали.
В категории LMGTE Pro победа досталась экипажу AF Corse в составе Джанкарло Физикеллы, Тони Виландера и Джанмарии Бруни. На протяжении большей части дистанции лидировал коллектив Aston Martin. Экипаж автомобиля №97 – Бруно Сенна / Даррен Тернер / Штефан Мюке – удерживали первую позицию в классе, но несколько серьезных поломок, в том числе рулевого управления за пару часов до финиша, повлияли на итоговый расклад: автомобиль команды занял лишь пятое место. На вторую ступень подиума поднялся экипаж Corvette Racing – Ян Магнуссен / Антонио Гарсиа / Джордан Тейлор, на третью – пилоты Porsche Team Manthey Фредерик Маковецки / Марко Хольцер / Рихард Литц.
В классе LMGTE Am команде Aston Martin удача улыбнулась – ее экипаж в составе Кристиана Поулсена, Дэвида Хенмайера-Ханссена и Никки Тима завоевал победу, опередив автомобили Proton Competition (Кристиан Рид / Клаус Бахлер / Халид Аль-Кубаиси) и AF Corse (Луис Перес-Компанк / Марко Чиочи / Мирко Вентури).
Четвертый этап FIA WEC, 6-часовая «Гонка Америки», пройдет 18-20 сентября в США на трассе в Техасе.
Результаты «24 часов Ле-Мана», абсолютный зачет – класс:
1. Фасслер / Лоттерер / Трелуйе (Audi Sport Team Joest) – LMP1, 24 часа 1:59.830 минуты
2. Ди Грасси / Жене / Кристенсен (Audi Sport Team Joest) – LMP1, +3 круга
3. Дэвидсон / Лапьерр / Буэми (Toyota Racing) – LMP1, +5 кругов
4. Прост / Хайдфельд / Беше (Rebellion Racing) – LMP1, +23 круга
5. Долан / Тинкнель / Турви (Jota Zytek Sport) – LMP2, +24 круга
6. Тирье / Бади / Гомменди (Thiriet By TDS Racing) – LMP2, +24 круга
7. Шатин / Панчиатичи / Уэбб (Signatech Alpine) – LMP2, +24 кругов
8. Раст / Чаруз / Капиллар (Sebastien Loeb Racing) – LMP2, +25 кругов
9. Брандл / Марденбороу / Шульжицкий (OAK Racing) – LMP2, +25 кругов
10. Клин / Хирш / Брандела (New Blood By Morand Racing) – LMP2, +27 кругов
11. Чен / Тун / Фон (OAK Racing) – LMP2, +32 круга
12. Фрей / Майо / Ланкастер (Race Performance)– LMP2, +37 кругов
13. Бруни / Вилландер / Физикелла (AF Corse) – LMGTE Pro, +40 кругов
14. Магнуссен / Гарсиа / Тейлор (Corvette Racing) – LMGTE Pro, +41 круг
15. Хольцер / Маковецки / Литц (Porsche Team Manthey) – LMGTE Pro, +42 круга
16. Шелл / Летвиллер / Руссель (Pegasus Racing) – LMP2, +43 круга
17. Поулсен / Ханссон / Тим (Aston Martin Racing) – LMGTE Am, +45 кругов
18. Гейвин / Милнер / Уэстбрук (Corvette Racing) – LMGTE Pro, +46 кругов
19. Рид / Бахлер / Аль-Кубаиси (Proton Competition) – LMGTE Am, + 47 кругов
20. Перес-Компанк / Чиочи / Вентури (AF Corse) – LMGTE Am, + 48 кругов
21. Монтекальво / Рода / Руберти (8 Star Motorsports) – LMGTE Am, + 49 кругов
22. Демпси / Фостер / Лонг (Dempsey Racing – Proton) – LMGTE Am, + 50 кругов
23. Кимбер-Смит / МакМарри / Дайсон (Caterham Racing) – LMP2, + 50 кругов
24. Далла Лана / Лами / Нигард (Aston Martin Racing) – LMGTE Am, +50 кругов
25. Аль-Файсаль / Нейман / Пампелли (JMW Motorsport) – LMGTE Am, + 52 круга
26. Накано / Эхре / Рич (Team Taisan) – LMGTE Am, +52 круга
27. Бартез / Понс / Айари (Team Sofrev ASP) – LMGTE Am, + 54 круга
28. Крон / Йонссон / Коллинс (Krohn Racing) – LMGTE Am, + 55 кругов
29. Нарак / Арминдо / Холлидей (IMSA Performance MATMUT) – LMGTE Am, +56 кругов
30. Моулем / Паттерсон / Хэмилтон (RAM Racing) – LMGTE Am, +60 кругов
31. МакНил / Бликемолен (Prospeed Competition) – LMGTE Pro, +60 кругов
32. Мари / Мерлин / Хелари (IMSA Performance MATMUT) – LMGTE Am, + 62 круга
33. Тернер / Мюке / Сенна (Aston Martin Racing) – LMGTE Pro, + 69 кругов
34. Пиле / Бергмейстер / Тенди (Porsche Team Manthey) – LMGTE Pro, +70 кругов
35. Злобин / Сало / Ладыгин (SMP Racing) – LMP2, +76 кругов
36. Маллеголь / Башелье / Бланк (AF Corse) – LMGTE Am, +84 круга
Не классифицированы:
Дюма / Яни / Либ (Porsche Team) – LMP1, пройдено 348 кругов
Бернхард / Уэббер / Хартли (Porsche Team) – LMP1, 346 кругов
Раг / Тейлор / Ихара (Larbre Competition) – LMP2, 341 круг
Сходы:
Вурц / Сарразин / Накаджима (Toyota Racing) – LMP1, пройдено 219 кругов
Бертолини / Шайтар / Басов (SMP Racing) – LMGTE Pro, 196 кругов
Перродо / Койард / Палттала (Prospeed Competition) – LMGTE Am, 194 кругов
Гриффин / Паренте / Лео (RAM Racing) – LMGTE Pro, 140 кругов
Русинов / Пла / Каналь (G-Drive Racing) – LMP2, 120 кругов
Манн / Казе / Джаммариа (AF Corse) – LMGTE Am, 115 кругов
Хоусон / Брэдли / Императори (KCMG) – LMP2, 87 кругов
Крайхамер / Беличчи / Ляймер (Rebellion Racing) – LMP1, 73 круга
Бертон / Гонзалез / Чандок (Murphy Prototypes), 73 круга
Манеманн / Латиф / Уинслоу (Greaves Motorsport), 31 круг
Ригон / Каффер / Беретта (AF Corse) – LMGTE Pro, 28 кругов
Альбукерке / Бонаноми / Джарвис (Audi Sport Team Joest) – LMP1, 25 кругов
Вятт / Руголо / Берд (AF Corse) – LMGTE Am, 22 круга
Ладыгин / Минассян / Медиани (SMP Racing) – LMP2, 9 кругов
Ордонез / Рейп / Мотояма (Nissan Motorsports Global – ZEOD), 5 кругов