На черных Volkswagen – в белые ночи

Трасса М10, прославленная «Алисой» под старым названием E95, – одна из самых популярных дорог страны. Кстати, строить ее начали еще при Петре I, в 1718 году. А мы по ней отправимся в другие петровские места, в названиях которых увековечено имя императора-реформатора. Едем в Санкт-Петербург, Петергоф и Петрозаводск!

Путешествие наше на сей раз комбинированное: участвуют два экипажа на двух Volkswagen – внедорожнике Touareg и микроавтобусе Multivan. Один едет по M10 в северную столицу, за архитектурными красотами. Второй – в Пет­розаводск, там пересаживается на водный транспорт и отправляется на турбазу вблизи Кижей. Цель – рыбалка. Действие происходит в самый разгар белых ночей – в середине июня...

...Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды свой ветхой невод... (А.С.Пушкин, «Медный всадник»)

Multivan и Touareg вышли на M10 отнюдь не случайно: мы использовали служебное положение, подобрав автомобили под трассу. Оба большие, просторные. Очень удобные – что немаловажно, когда предстоит покрыть значительное расстояние. Весьма динамичные – а запас скорости на питерской трассе, с ее чередующимися участками для обгона, очень нужен. В обе стороны тянутся целые вереницы тяжелых грузовиков с прицепами, и их постоянно приходится обгонять. Для этого на M10 между направлениями и сделаны участки длиной от нескольких сотен метров до километра, и чем быстрее у тебя автомобиль, тем проще (и безопаснее) выполнять обгоны. К тому же обе машины у нас полноприводные. И в том и в другом случае это скорее приятный бонус, а не необходимость – трасса асфальтированная, бездорожье в планы не входит. Впрочем, погода меняется, в пути нас несколько раз накрывают почти ливневые дожди, и тогда полноприводность становится не просто приятнос­тью, а серьезной страховкой от проблем. И мы почитаем Volkswagen за надежность. Единственное «но» – выбранные нами «народные автомобили» принадлежат к премиальным сегментам, в максимальных комплектациях, очень дорогие и заставляют опасаться за их сохранность. Так что при заказе гостиницы в Питере мы сразу выясняем, есть ли у них собственный охраняемый паркинг. Звоним и в петрозаводский порт. Все хорошо, можно ехать.

При езде на большие расстояния – а до Петрозаводска от Москвы у нас получается больше 1000 км – важно выбрать время движения и комфортный ритм. Мы выезжаем вечером, чтобы двигаться ночью. Ночи в этом время и на этом направлении – напомню – белые, закат начинается около 22 часов и продолжается примерно до 23, затем наступают сумерки, которые уже через пару-тройку часов переходят в рассвет. Абсолютной темноты нет, и сильно напрягаться из-за слабой видимости не приходится. Тем более в наших машинах хороший свет фар. Зато ночью на дороге меньше грузовиков, проще поддерживать выб­ранную скорость. Действующее на M10 ограничение скорости – 90 км/ч. Летящие под 170 здесь не редкость. Равно как и жуткие ДТП. Они, увы, оправдывают множество камер видеофиксации на этой трассе. Кстати, их полно и на M18 «Кола», ведущей в Петрозаводск. Так что спешить точно не стоит. При средней скорости 70 км/ч вы доберетесь от Москвы до Петрозаводска за 15 часов, если будете поддерживать 80 км/ч – за 13 с небольшим. Наша средняя скорость – 76 км/ч у одного экипажа, 78 км/ч у другого. И это хорошо.

Петергоф (от немецкого Peterhof, в переводе – «двор Петра»), с 1944 по 1997 год – Петродворец, привлекает туристов со всего мира

За последние годы вдоль всей дороги построили огромное количество комфортных заправочных станций с мини-кафе. Можно даже заправляться на АЗС одной марки. В закусочных обслуживают быстро, при желании реально пообедать за полчаса.

Рассказывать отдельно о Санкт-Петербурге не стану, напомню только, что этот город либо бесконечно восхищает, либо навечно отторгает. Приятно думать, что противников Питера значительно меньше, чем его поклонников. Поездка в Петергоф оказалась краткой из-за дефицита времени, хлынувшего дождя и множества туристических групп, почти заполнивших и парк, и площадки перед дворцами, и лестницы, и веранды со львами… Увы, это пик «высокого» сезона.

Главная достопримечательность Карелии – комплекс памятников деревянного зодчества Кижи.
Рыбацкая лодка и рыболовная сеть – своеобразные символы Онего

Про Петрозаводск тоже кратко: это самый крупный город Карелии, столица респуб­лики, административный центр Прионежского района. Основан в 1703-м тем же Петром I для производства оружия (шла Северная война со шведами). В Пет­ровском сквере в центре города с 29 июня 1873 года стоит памятник Петру. Красивейшим местом города считается набережная Онежского озера, построенная на деньги отечественных меценатов. Там, на набережной, возле самой дорогой гостиницы города – «Онего-Палас» – ажурная скульпутра «Рыбаки» Рафаэля Консуэгры из американского города-побратима Петрозаводс­ка – Дулуты (штат Миннесота). Неподалеку пристань, откуда другие американцы, а также немцы, французы, итальянцы и прочие иностранцы ездят в Кижи. Возят их вызывающие восторг сизыми выхлопами, шумом и скоростью давно устаревшие суда на подводных крыльях («Метеоры» и «Кометы»).

Ловись, рыбка, большая и... такая. Для карельской рыбалки это мелочь.
Только что пойманная и закопченная рыба – настоящий деликатес

А о рыбалке? Она удалась, что легко понять по фотографии вверху – хотя на этом фото я всего лишь с мелкой щучкой. Была рыба и гораздо больше. Некоторую часть улова съели, остальную быстро и с комфортом доставил домой все тот же Touareg.

Это ж турбодизель!

Довольно тяжелый автомобиль, с полным приводом и автоматической коробкой. Под капотом – V8 мощностью 340 л.с. Согласно паспортным данным, разгон до сотни занимает всего 5,8 с, а максималка – 242 км/ч. Каков расход? «Двадцатка»? Холодно! Это же турбодизель! По тем же паспортным данным, средний расход при движении по трассе – всего 7,4 л на 100 км пути! У нас получилось 7,8 л – все-таки движение было «рваным». Увы, сфотографировать дисплей догадался не сразу, а только на следующий день, после поездок по городу, когда в окошке уже были 8,6 л. Отдельное спасибо фольксвагеновцам за столитровый бак! Идеально для «дальнобоя».

Со своим столиком, или Закусочная на колесах

Multivan достался нам с 2-литровым бензиновым турбомотором мощностью 204 л.с., 7-ступенчатой DSG и постоянным полным приводом. Не ракета, конечно, но динамика вполне приличная – тем более для микроавтобуса. К сожалению, наш «мультик» давно в пресс-парке, своеобразном автомобильном аду, так что его подвеска слегка «под­убита», отчего машина хуже держит заданный курс. Сказывается и большая площадь боковой поверхности – так что от пролетающих навстречу фур нас слегка качает. В утешение такие бонусы, как не только сдвигающиеся, но и разворачивающиеся (индивидуальные!) кресла пассажирского отсека и даже встроенный столик. При желании в машине можно и перекусить, и устроиться на ночлег. А ведь это бизнесвэн! У Volkswagen есть модель, специально приспособленная для автопутешествий, – California. Надо протестировать!

Кстати о нутцфарцойге...

Как известно, концерн Volkswagen являлся одним из официальных спонсоров зимних Олимпийских игр, с успехом прошедших нынешней зимой в Сочи. А вот спонсором Паралимпиады стало его подразделение по производству коммерческой техники – NFZ.

Известный горнолыжник-паралимпиец Мартин Браксенталлер с олимпийским факелом на улицах Сочи

Еще до старта Игр 14 тысяч факелоносцев пронесли олимпийский огонь через всю страну, преодолев за 123 дня более 40 тыс. км. Разумеется, прошагать или пробежать такое расстояние нечего и думать – так что эстафету поддерживал кортеж легковых и коммерческих автомобилей этой компании. Всего официальный партнер игр выделил три тысячи машин трех марок, 1300 из которых предоставил «Фольксваген Коммерчес­кие автомобили».

Лыжник и биатлонист многократный чемпион Ирек Зарипов не скрывает радости от столь щедрого подарка

Уже много лет лицом Volkswagen NFZ является многократный паралимпийский чемпион, немецкий горнолыжник Мартин Браксенталлер. В свое время фирма презентовала ему модель Multivan, специально оборудованную для возможности эксплуатации ее инвалидом с нефункционирующими нижними конечностями. Автомобиль имеет в районе сдвижной двери по правой стороне специальный гидромеханический подъемник, а внутреннее пространство машины спланировано так, что владелец может самостоятельно перебраться из коляски на водительское сиденье (оно имеет поворотно-выдвижную конструкцию).

А накануне открытия Паралимпиады глава марки в России Михаил Семенихин вручил ключи от точно такого же «Мультивана» уже нашему прославленному паралимпийцу – лыжнику и биатлонисту Иреку Зарипову.

Вердикт

− Один выберет «овощной» вариант отпуска, десятидневку в Турции или Египте, другой отправится в горы или на рафтинг. Я за автопутешествия. Это активное времяпрепровождение, автомобиль позволяет перемещаться на значительное расстояние при достаточном запасе времени, и при грамотном планировании маршрута ты можешь увидеть многое. Есть возможность сэкономить – все-таки билеты на самолеты и поезда недешевы… Это понимали даже советские автомобилисты. Казалось бы, в наше время, когда машина перестала быть редкостью, автомобильный туризм должен стать массовым явлением. Но пока еще не стал. А мы будем пропагандировать его – стать­я­ми. Глядишь, и дорожная сеть в стране улучшится.

Подпишитесь на «За рулем» в