Путешествие с Great Wall: тот, кто ездил, знает сам…
Колеса здесь при том, что асфальтированных дорог в северной части страны мало. Или они в таком состоянии, что лучше бы их не было. И это странно! Казалось бы, Архангельская область очень посещаемая, да и живем в ХХI веке, а вот же, однако, дорог нормальных не хватает. Там, где ровный асфальт, – отдыхаешь. Есть разметка – радуешься. А освещение – так просто впадаешь в эйфорию. Но эйфории было мало – большая часть нашего маршрута в 1300 км проходила по грунтовкам, качество которых варьирует от «терпимо» до «отвратительно». И колеса на этих так называемых дорогах становятся «расходниками» – они прокалываются и пропарываются, а чтобы починить (если это возможно), нужно добраться до шиномонтажной мастерской, которых в этом краю отнюдь не много. Хотите научиться профессионально менять колеса? Айда на Север, враз научитесь.
А знаете, что такое «травиться»? Нет, это не о физиологическом процессе, хотя и здесь по случаю тоже можно было бы кое-что рассказать. «Травиться» на языке оффроудеров (джиперов) значит снижать давление в колесах, чтобы увеличить пятно контакта. Раньше я думал, что «травятся» только на снегу или песке. Оказалось, и на таких дорогах тоже. Дороги, такие дороги…
Мы шли колонной, по грейдерам. Головная машина поднимала пыль, ведомые добавляли своей, так что уже в середине колонны в ветровое стекло было видно… Ни черта не видно, кроме пыльной завесы. В голове крутилось «иду по приборам». А рация призывала тех, кто еще не включил противотуманные фонари, сделать это немедленно. Так, хоть и с трудом, можно было разглядеть впередиидущую машину. Хотя и это слабо помогало, и раз один из наших экипажей «догнал» другой так, что бампер пикапа завернулся вверх. Ничего, бывает, вернемся домой – починим. Главное – вернуться.
Кстати, о пикапах. На нашем «Вингле» (Great Wall Wingle 5) стоит кунг – надстройка грузовой платформы, защищающая поклажу от непогоды и лихих людей. Но не от пыли, как оказалось: уложенные там из-за нехватки места в кабине рюкзаки и чемоданы покрылись толстенным слоем пыли уже после первого перегона по грейдеру. Вытряхнули, почистили. После второго пыли стало еще больше. Попытались почистить. Потом просто махнули рукой и только люто завидовали коллегам, ехавшим в закрытых машинах (Н5, H6, H3 New). Оказалось, напрасно – так как и в их багажники каким-то чудом проникала пыль, хоть и в меньшем объеме. Нет, мы держали окна закрытыми, и салонные фильтры у наших машин были нормальными. Ненормальной была эта пыль, которую я запомнил навсегда…
А потом пошел дождь. И шел он весь день. И был такой силы, что дворники, нормальные же дворники, не справлялись с этими потоками воды, а дорога раскисла и стала малопроезжей. Раз приходилось даже «разматываться» и «лебедиться». То есть тащить застрявший автомобиль электрической лебедкой, стоявшей на автомобиле технического сопровождения. Разок «окапывались» – но только из-за того, что ради эффектного кадра выехали на песчаный, местами залитый водой берег реки. Зато вызвали восторг всего местного населения, отмечавшего в полном составе на том же берегу… поминки. Если бы нам не сказали, что именно, можно было бы подумать – день рождения.
А что хорошего? Да все! Все было прекрасно! И погода: жаркие сухие дни сменялись холодными, с проливными дождями, а то и теплыми, идеальными для конца июля – начала августа. И те же дороги – так как закаляют характер, повышают водительское мастерство. И машины – наши кони-огни – не ломались без причин, а пробитые колеса, помятые бамперы и смытые на бродах номера за поломки не считаем. И люди, искренние в своих чувствах. Вы не представляете, как нас принимали в местечке Белощелье! С большим концертом местного фольклорного ансамбля, торжественным обедом с местными северными блюдами и медовухой, продолжительной фотосессией… Пообщавшись с местными бабушками, мы потом долго обменивались репликами на их северный манер. Понравилось, значит.
А самое главное – природа, великолепная природа Архангельской области, немного попорченная человеком, но не изувеченная окончательно. Увы, описывать ее – дело безнадежное, поэтому и пытаться не буду.
Конь-огонь с турбомотором
Новинка в нашей экспедиции была, по сути дела, лишь одна – H3 New. Да, в основе старая машина, китайская версия Isuzu Axiom, но накануне 2014 года «эйч-третий» существенно обновили. А главное – предложили покупателям версию с 2-литровым турбонаддувным двигателем, развивающим 150 л.с., копией 4G63 Mitsubishi, который ставили на Lancer Evolution, RVR, Galant, Outlander и Airtrek. И хоть здесь он дефорсирован, автомобиль с ним – настоящий «конь-огонь». Тем более что этот мотор сочетается с довольно удачной 6-ступенчатой «механикой». Оборотная сторона медали – повышенный расход топлива. Хорошо, что двигатель адаптирован к работе на Аи-92. Кстати, с этим автомобилем мы уже знакомились весной, во время экспедиции в Псков – Печоры (статья «Это эволюция, товарищи!» в номере 15 газеты «За рулем – Регион»). Но тогда были еще не известны цены на такой автомобиль. Сейчас они есть – от 799 000 руб.
Вердикт
− Меня давно упрекают в слишком лояльном отношении к китайским автомобилям. Дескать, да кому они нужны, такие не едущие да притом вечно ломающиеся? И их в стране минимальное количество, и, если бы они не были такими дешевыми, никто бы вовсе не покупал… Так говорят. Но знаете, какие автомобили встречались нам в этой экспедиции? Старая наша «классика» (куда без нее?), УАЗы – много «Патриотов», «Нивы» – обычные трехдверки, удлиненные, пятидверные, и «Шнивы», но если иномарки, то те же самые «Грейт Воллы». И их много! Редко-редко попадался какой-нибудь «Лэнд Круизер». Это значит местный олигарх. А средний класс – весь на «китайцах». Никак не оцениваю, просто факт.