Узам: с новыми силами
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ПЕРСПЕКТИВА
УЗАМ: С НОВЫМИ СИЛАМИ
"ОДА" ПОЛУЧИТ СВОЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ, ФОТО / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ
Финансовые вливания в "Иж-Авто" от управляющей компании СОК дали результат: рост производства ижевской "шестерки" и стабильный выпуск "Оды". К 2005 году планируется делать 160 тыс. автомобилей. Объем нешуточный, а вот ВАЗ сможет дать для них не более 30-40 тыс. силовых агрегатов в год. Дефицит двигателей должен восполнить Уфимский завод автомобильных моторов.
РАЗ МОДЕРНИЗАЦИЯ, ДВА...
Завод, в лучшие времена выпускавший по 42 тыс. двигателей в месяц, в 2000-м едва дышал. Объемы упали прежде всего из-за остановки АЗЛК. Конвейер замер, квалифицированные рабочие и специалисты уходили с завода. Упало и качество.
Добрую репутацию мотора 412, заработанную в 70-80-х годах не только в повседневной эксплуатации у сотен тысяч водителей, но и победами в автоспорте, подорвали смутные времена перестройки, а еще модернизированный двигатель УЗАМ-331 для модели АЗЛК-21412. В погоне за экономичностью "Москвича" уфимцев вынудили поднять степень сжатия до 9,5. Низкое качество тогдашнего бензина и другие особенности машины провоцировали детонацию - она резко сокращала срок службы мотора. Лопались поршневые кольца, прогорала прокладка головки, выгрызался металл камеры сгорания.
А ИЖи со старым добрым "412-м" благополучно дожили до серийной "Орбиты-Оды". В середине 90-х по заказу АЗЛК двигатель вновь начали модернизировать: на этот раз уменьшили степень сжатия до "правильных" 8,5, увеличили объем до 1,7-1,8-2,0 л. Специалисты говорят, что можно сделать даже 2,2-2,3 л и вступить в конкуренцию с мотором ЗМЗ.
УФИМЕЦ - В ЕВРО II
Ныне готов к производству двигатель УЗАМ-248 с распределенным впрыском топлива. Одна из его особенностей - короткая передняя крышка с масляным насосом, схожим по конструкции с "восьмерочным". Корпус подшипников помпы тоже укоротили на 45 мм. Двигатель стал компактнее и без особых переделок встанет на "Жигули". Привод генератора и водяного насоса - поликлиновым ремнем: он более гибкий и надежнее работает на шкивах малых диаметров, тем более, что производительность помпы выросла на 30%. Форсунки, микропроцессор и другие элементы впрыска унифицированы с вазовскими.
Глубокие изменения претерпела головка блока: камеры сгорания полисферические, образованы тремя сферами - две под клапанами и одна под свечой. Моторы с камерами такой формы менее склонны к детонации, а в сочетании с распределенным впрыском - меньше расход топлива, больше мощность и крутящий момент. Это первый мотор УЗАМа, уложившийся в нормы токсичности Евро II. Выпуск его должен начаться уже в III квартале 2002 года.
"Ижмаш-Авто" готов закупать эти двигатели объемом 1,8 л, мощностью 74 кВт/ 100 л.с. и моментом 140 Н.м. Двухлитровый же, 82 кВт/ 112 л.с., 161,7 Н.м с насосом гидроусилителя руля и компрессором кондиционера, разработанный в свое время для московских "князей-святогоров", видимо, найдет иное применение. Его намерены покупать китайцы для своих микроавтобусов - переговоры уже идут. По планам выпуск в Уфе карбюраторных моторов к 2005 году сойдет на нет, а впрысковых достигнет 120 тыс. в год.
Другие новости. На должность заместителя генерального директора по производству приглашен Петр Бывшев, ранее работавший на ВАЗе начальником отдела доводки двигателей. Именно он, опытный конструктор, опираясь на традиции УЗАМа, должен возглавить разработку совершенно нового мотора. Пока рано говорить о деталях конструкции, но, видимо, основу составят алюминиевый блок с залитыми гильзами, 16-клапанная головка и привод ГРМ цепью. Несколько позже наступит черед дизеля.
Пока же на "Оду" ставят карбюраторные двигатели 1,7-1,8 л. Чтобы увидеть сегодняшние УЗАМы в деле, отправимся в Ижевск, где с недавних пор их ставят на серийные "оды".
ПОТЯНЕТ ЛИ УЗАМ ИЖа?
Начнем с того, чем, пожалуй, стоило бы закончить - с наших выводов. Мотор 1,7 разгоняет "Оду" заметно лучше "шестерочного". В диапазоне 2700-3200 об/мин чувствуются хороший подхват и уверенный выход на 5000-5500. Характеристика такова, что позволяет уверенно двигаться на 80 км/ч уже на пятой передаче.
На "Оде" с уфимским мотором 1,8 л (бензин А-92) динамика разгона существенно выше, чем с VAZ 2106 или УЗАМ-1,7. На первых двух "коротких" передачах даже с полной нагрузкой двигатель легко "перекручивается", вдавливая в спинки сидений водителя и пассажиров. Третья передача получилась "длинная" и весьма тяговитая, а на четвертой и пятой мотор хорошо тянет уже со скорости 50 и 80 км/ч соответственно.
Однако бесплатной динамики не бывает. Несколько возрос расход топлива в сравнении с "шестым" вазовским и 1,7-литровым уфимским. Правда, аппетит в городе увеличился на 0,3 л, а на шоссе - лишь на 0,1 л/100 км. Не такая уж высокая плата. К сожалению, к УЗАМу прилагается только омская КП. Шумную, с огромными ходами рычага, ее легко узнать даже под "жигулевским" набалдашником.
Здесь можно было бы поставить точку, но подождем, поскольку в Ижевске увидели и то, что принято называть "погрешностями", и о чем нельзя умолчать.
ЗАГЛЯНЕМ ПОД КАПОТ
Оставим в стороне косметические мелочи, вроде гордой наклейки "1700" или "1800" на клапанной крышке (не они делают погоду), а обратим лучше внимание на по-прежнему немыслимые зазоры между кожухом и лопастями электровентилятора системы охлаждения. Брызговик за бампером закрывает четверть фронтальной площади радиатора. С правой стороны в кожухе большая прореха - источник несанкционированного подсоса воздуха (КПД вентилятора с ней стремится к нулю). В пробке, на малой скорости под нагрузкой можно и "вскипятить" мотор! Даже на СТО "Ижмаша" давно приваривают заплатку на эту щель.
Гофрированный шланг для подачи подогретого воздуха к воздушному фильтру на лето отсоединен от жестянки у выпускного коллектора и просто висит на фильтре, касаясь горячей приемной трубы. Резина шланга уже начала плавиться. Может, пора поставить регулятор от VAZ 2105 или термостат от VAZ 2108?
В моторном отсеке много острых краев и кромок у штампованных и сваренных деталей - того и гляди руки обдерешь. Нет дистанционного управления краном отопителя. Неужели рычажок в салоне по сей день неоправданная роскошь?
Зато понравилось подсоединение расширительного бачка: шланг подходит к патрубку водяного насоса, исключая образование воздушной пробки при заливке "Тосола". Но инструкция все равно рекомендует выкручивать температурный датчик - береженого бог бережет.
Опробовав с десяток машин, мы убедились: "Оду" с уфимскими моторами собирают не хуже, чем с вазовским. По ездовым качествам и, что немаловажно, ремонтопригодности - вполне работоспособный продукт. Не будем сегодня судить его строго, тем более сравнивать с аналогами из Европы или Японии. Известно - проиграет. Но наши повседневные задачи решит.
Внешне новый двигатель для ИЖ УЗАМ-248 соответствует мировым стандартам, а все остальное?
aДвухлитровый мотор так и не дождался своих "князей".
Передняя крышка нового двигателя заметно тоньше.
Чтобы снять крышку головки блока, нужно демонтировать кожух отопителя