Формула-1: в новый сезон – с новыми интригами!
Попробуем разобраться в последних событиях «Большого цирка». Для начала посмотрим на заявленные составы команд:
• Mercedes: Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. • Red Bull Racing: Даниэль Риккьярдо и Даниил Квят. • Williams: Фелипе Масса и Вальтери Боттас. • Ferrari: Кими Райкконен и Себастьян Феттель. • McLaren: Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон. Правда, на Гран-при Австралии испанца заменит резервный пилот команды Кевин Магнуссен. • Force India: Серхио Перес и Нико Хюлькенберг. • Toro Rosso: Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс-мл. • Lotus: Роман Грожан и Пастор Мальдонадо. • Marussia: Уилл Стивенс и Роберто Мери. • Sauber: Маркус Эрикссон и Фелипе Наср.
Всего десять команд: по сравнению с прошлым годом, нет только Caterham. В последний момент успела заявиться Marussia, которая сменила лицензию и теперь выступает под британским флагом. Она также должна сменить официальное название на Manor F1 Team, но пока по документам сохраняет прежнее наименование, хотя в прессе ее уже представляют как Manor.
Прошлогодняя история со спасением, или вероятным банкротством, как иначе еще можно было трактовать развитие событий, Marussia F1 Team получила свое завершение в феврале: нашелся инвестор, готовый вложить в команду средства. Им стал Стивен Фитцпатрик, глава компании Ovo Energy, которая специализируется на обслуживании частных лиц, поставляя в их дома электричество и газ. Ему удалось договориться с кредиторами, и 19 февраля команда была выведена из-под внешнего управления.
В первых гонках сезона команда будет использовать шасси прошлого года, адаптированное под обновленный регламент, а двигатель образца 2014 года предоставит Ferrari. Новые автомобили появятся в течение ближайших месяцев. 5 марта болиды Manor / Marussia прошли крэш-тесты FIA, а значит, были допущены до соревнований. Пилотировать машины команды будут британец Уилл Стивенс, который ранее был резервным гонщиком Marussia и успел дебютировать в Формуле 1 в конце прошлого года, выступая за Caterham, и испанец Роберто Мери, чемпион Formula 3 Euro Series 2011 года и участник Мировой серии Renault. Мери недавно подписал контракт с командой Pons Racing в Formula Renault 3.5 Series, и сейчас срок его выступления в Формуле 1 обозначен расплывчатой формулировкой: «в первых гонках». Возможно, в дальнейшем состав пилотов изменится или, наоборот, продержится таковым до конца года.
На данный момент для Manor / Marussia главное – выйти на старт гонки. И пока это снова оказалось под вопросом. Даже не из-за сомнений, уложится ли автомобиль в 107% от времени лидера, который будет выступать на болиде 2015 года. Как сообщается в ряде зарубежных источников, уже после прохождения технических проверок в Мельбурне выяснилось, что на компьютерах команды не хватает некоторого программного обеспечения. Якобы оно было удалено перед аукционом, на котором должно было продаваться имущество Marussia. Однако вызывает сомнения тот факт, что нужный софт не был установлен заново: иначе бессмысленным становится приезд команды в Австралию. Возможно, подразумевается, что обнаружились конфликты в версиях ПО, и требуется время для их решения, или кто-то из технических партнеров Manor / Marussia ждет перевода средств по контрактным обязательствам, после чего предоставит необходимый софт соответствующей версии. Ответ на вопрос об участии команды в Гран-при Австралии мы получим уже в самое ближайшее время.
Другая, немного скандальная история приключилась с командой Sauber. Накануне старта сезона выяснилось, что на места в двух болидах претендуют сразу три пилота. Это было ожидаемо, когда в конце прошлого года швейцарская «конюшня» перебирала свободных гонщиков и делала объявления о подписании и разрыве контрактов то с одним, то с другим спортсменом. Тогда вместе с Гидо ван дер Гарде из числа резервных пилотов выбыл и россиянин Сергей Сироткин. В официальной заявке на участие в сезоне-2015 Sauber указал шведа Маркуса Эрикссона и бразильца Фелипе Насра. Однако сейчас полными правами на место в кокпите обладает еще и голландец.
Гидо ван дер Гарде узнал о подписании Эрикссона и Насра из пресс-релизов Sauber. При этом, по его утверждениям, он сохранял на руках действующий с командой контракт, предусматривающий выступление в течение всего сезона-2015. После объявления Sauber о составе пилотов голландец обратился в швейцарский суд, где выиграл дело. Однако никаких действий со стороны команды не последовало, и ван дер Гарде подал исковое заявление уже в Верховный суд австралийского штата Виктория, по месту проведения первого этапа чемпионата, в котором он должен участвовать. После рассмотрения дела и апелляции, поданной Sauber, в четверг суд постановил, что голландец обладает действующим контрактом и должен провести сезон в швейцарской «конюшне».
Теперь Sauber предстоит исполнить решение суда, чтобы избежать негативных последствий. Решение одно: заменить одного из пилотов на Гидо ван дер Гарде. Но в то же время команда может попытаться затянуть реализацию до того момента, когда поменять гонщиков будет уже нельзя. Объективная причина тому – суперлицензия для Гидо ван дер Гарде, которой у голландца пока нет. Учитывая его предыдущий опыт в Формуле-1, выдать ее FIA сможет. Но для этого должна поступить официальная заявка от команды. Информации о таком запросе со стороны Sauber пока не поступало. Другая, достаточно субъективная причина – неготовность болида. Адвокаты команды в своей линии защиты делали упор именно на этот факт: автомобиль подогнан под Эрикссона и Насра, которые по своей комплекции отличаются от голландца. Выступление на не подготовленной под конкретного гонщика машине может быть опасно для здоровья или даже жизни. Впрочем, технически этот вопрос разрешим, и примеров замен одного пилота другим по ходу уикенда достаточно. Но опять же на первый план выходит вопрос времени: механикам может не хватить его для подгонки сиденья.
И все же Гидо ван дер Гарде надеется, что сложившаяся ситуация разрешится в его пользу. Он настроен на плодотворное сотрудничество с командой. Насколько настроено на него руководство Sauber, неизвестно: проигрыш в двух судах стал для него неприятным сюрпризом.
К сожалению, в этом сезоне, по крайней мере в его начале, российское телевидение не будет транслировать свободные практики, а показа Формулы-1 на канале «Спорт 1» не будет вовсе. Эфирное время выделяют только на «России 2»: под квалификацию в субботу и гонку в воскресенье, оба эфира будут идти с рекламными паузами. Такое решение объясняется сложной экономической ситуацией. Увы, даже присутствие в календаре Гран-при России и переход российского пилота Даниила Квята в топ-команду не помогли найти возможности для трансляции Формулы-1 в большем объеме.
Квалификация Гран-при Австралии начнется в субботу в 9:00 по московскому времени, гонка – в воскресенье в 8:00 (МСК).