Классические раллийные Porsche: дрифтуем за нулевой отметкой
Когда заходишь в антикварную лавку в поиске какой-либо ценности, тобой часто движет желание купить эту вещь, поставить ее в надежное место и периодически на нее любоваться. Но есть и другой подход: приобрести нужный предмет для того, чтобы продолжать им пользоваться. Да, вполне возможно, что придется вложиться в реставрацию, но именно так можно подарить этой вещи вторую жизнь, причем очень счастливую.
В большей степени это касается механизмов, которым противопоказано находиться в бездействии, особенно таким сложным, как автомобиль. В Европе это поняли уже давно, и в 1990-х там начался настоящий бум классических автомобилей. Помимо выставок и слетов организовывали соревнования разной степени сложности. Классические ралли и классическое кольцо становились все более популярными. Автомобили со спортивным прошлым возвращались вновь в автоспорт.
Вообще, вся та эпоха автогонок окутана неким флером мужества и чести. Гонщики выходили на трассу на честных машинах, которыми надо было уметь управлять. Руль, двигатель, тормоза да четыре колеса – вот все, что доставалось им на стартах. Это совсем не та гонка вооружений, которую мы наблюдаем сейчас в той же Формуле-1: тогда все было справедливо. Сесть сейчас за руль такого автомобиля, особенно если ты увлечен автоспортом, — как снизошедшее счастье.
Именно поэтому я ни разу не колебалась, когда мне представилась возможность поехать в гости к английской команде Tuthill Porsche на закрытие сезона ледовых гонок в Швецию. Этих ребят у нас в стране знают разве что специалисты и энтузиасты. Первые – потому что сталкивались с ними по работе с автомобилями Porsche, вторые — так как следили за мировыми соревнованиями по ралли, в том числе и классическими.
Porsche в ралли
История Porsche в ралли началась в середине 1960-х годов, когда было омологировано несколько моделей, в том числе 912-й и 911Т, а за период с 1968 по 1970 год этот бренд в ралли стал теснейшим образом связан с именем шведского чемпиона Бьорна Вальдегарда, который принес Porsche сразу три победы – в ралли Швеции и дважды в ралли Монте-Карло.
К 1973 году было подготовлено несколько автомобилей: Carrera RS 2.7 на базе 911-го 2.4, а затем и более быстрый 911 RS 3.0. В 1974 году Вальдегард завоевал на нем лишь второе место в ралли Сафари в восточной Африке. Еще через несколько лет появился 911 SC 3.0, но у него, к сожалению, постоянно возникали проблемы с подвеской, и первая и единственная победа пришла в 1978 году на этапе WRC Rally Monte-Carlo. Проблемы с подвеской достались по наследству и 911 SC RS. Большую их часть удалось решить компании Prodrive, которая готовила эти автомобили к соревнованиям. Самым крутым раллийным проектом стал 959-й, созданный по правилам группы «В». Но очень скоро эта группа была запрещена, и 959-й также остался не у дел.
Porsche, которая и так не поддерживала пилотов и команды, с 1986 года вообще закрыла для себя тему WRC. Автомобили разошлись по небольшим спортивным командам или попали в частные руки. Несколько раллийных 911-х оказались в собственности Tuthill Porsche. Основатель компании Фрэнсис Татхилл сам был в молодости большим любителем погонять в ралли. Долгое время они сотрудничали с Prodrive по подготовке раллийных автомобилей, а затем стали работать самостоятельно. Сейчас Tuthill Porsche занимаются строительством гоночных автомобилей, как для клиентов, так и для команд, участвуют в ралли и тренируют всех желающих.
Кстати, Бьорн Вальдегард выступал за их команду в нескольких крупных гонках, а в 2011-м выиграл East African Safari Classic. Во многом благодаря этой победе в 2013 году команда смогла участвовать в этой гонке уже с 17 автомобилями!
Классика наших дней
Эти машины, которые в 70-х выступали в чемпионате WRC, затем побеждали на классических ралли наших дней, сейчас доступны для всех желающих. Оранжевый 911-й с бортовым номером «4» с того самого ралли Сафари встретил меня на льду шведского озера недалеко от горнолыжного курорта Оре. Below Zero Ice Driving – так называется эта заполярная гоночная школа. На крыле осталась наклейка с именем Вальдегарда, равно как и еще один 911-й был посвящен знаменитому «Валле», скончавшемуся осенью прошлого года от рака. Ричард Татхилл говорит, что Вальдегард был удивительным спортсменом и лучшим другом и товарищем. Спортсмен ушел, но машина его осталась. Каково это, сесть за руль автомобиля после знаменитого шведа?
Первое чувство, что ты дотронулся до реликвии. Ты понимаешь, что до тебя здесь перебывали сотни людей (только за прошедший сезон курсы прошло более 300 человек), и все равно испытываешь трепет, садясь за руль этого автомобиля. Но уже через пять минут происходящее увлекает настолько, что история забыта и до нее нет дела: ты пишешь свою собственную историю вождения на льду.
Простые истины?
Первое упражнение кажется простым и забавным: нужно научиться делать правильную змейку с помощью руля и газа. Мой 911-й обут в гражданскую шипованную резину, и поэтому почти любая ошибка грозит закончиться разворотом. «Не страшно, ошибайся, — говорит Ричард Татхилл, который сидит справа от меня и руководит моими действиями. – Нужно почувствовать машину, и ошибки помогут. Мы здесь для того, чтобы ошибаться, разворачиваться, врезаться в брустверы и даже, если надо, бить этот автомобиль». Правда, снежных брустверов уже нет, озеро почти чистое от снега: его раздуло, а остальное подтаяло – когда в середине марта здесь светит солнце, воздух прогревается до плюсовой температуры. Ближе к трем часам дня на льду образуются лужи, и приходится следить за траекторией движения.
Когда инструктор считает, что азы управления автомобилем на льду освоены, мы переходим на малый круг. И все еще на гражданских шипах Pirelli, обутых на диски ATS (Cookie cutters, более доступные, чем Fuchs, часто ставятся на трековые машины сегодня), учимся проходить траекторию. Это захватывает. Управлять автомобилем на льду с помощью педалей газа и тормоза, переключения передач и ручника оказывается просто ровно в тот момент, когда впервые получается почувствовать сердце и мускулы этого автомобиля. «Не смотри мне на ноги, слушай звук оборотов двигателя!» – в этом весь Ричард. Я смотрю на трассу, слушаю двигатель и пытаюсь побороть страх поддать газу. Когда это случается, я, наконец, выставляю 911-й боком и прохожу связку поворотов как заправский дрифтер. После такого нужна перезагрузка, и мы уезжаем на обед в охотничий домик. За полтора часа отсутствия в мозгах, я верю, все встает на места. Можно возвращаться к тренировкам.
На озере мы делаем пару кругов на закрепление и пересаживаемся на более мощный автомобиль (270 л.с. против 220 предыдущих) на боевом шипе DMACK. Вот тут-то и начинается главное удовольствие.
Вгрызаемся в лед
На боевом шипе ты можешь делать с автомобилем практически все, что хочешь. Границы доступного отодвигаются на неопределенное расстояние. Инструктор сначала присутствует справа, затем выходит из автомобиля и следит за тобой со стороны, делая замечания по рации. Большой круг длиной почти 10 км построен на озере так, что за время его прохождения успеваешь сделать почти все упражнения: от змейки до переставки, с разгонами на прямых и проходом дуги с помощью ручника. Через какое-то время начинают болеть руки, но это уже неважно: остановиться невозможно!
Мне кажется, что к исходу дня я научилась договориваться с автомобилем. Нет, неправильно. По методике Ричарда автомобилю нужно приказывать, тогда он будет слушаться. Что ж, это получается пока далеко не всегда.
В сухом остатке
Однодневный курс, безусловно, хорош, но имеет свои недостатки. Именно последующие дни приносят понимание основ ледового вождения на уровне подсознания. Поэтому при наличии времени лучше ехать на три, а то и на четыре дня — такие занятия существуют. Я же «вскочила в уходящий поезд»: мои тренировки закончились, и вместе со мной с озера уезжала вся команда. До следующего года.
Впрочем, Tuthill Porsche есть чем заняться и без этого. Именно с их подачи и после длительного лоббирования FIA ввела новый раллийный класс – R-GT, а Tuthill строят для него новые заднеприводные 911-е. В этом году в календаре класса пять этапов, и если нам повезет, то в середине апреля мы увидим Porsche R-GT в Москве на Rally Masters Show в Крылатском. Надежда, что его привезут, есть.