Эксперты: Госконтракты мешают строить хорошие и дешевые дороги
Такой неутешительный вывод содержится в докладе, опубликованном ведущей аудиторской компанией KPMG и процитированном сегодня газетой «Ведомости». Согласно этому документу, не отвечают принятым в мире стандартам эффективности практически все процедуры, которые строителям приходится пройти для получения заказа от государства.
Проблемы начинаются уже на этапе проектирования будущей дороги, который искусственно отделен от процесса самого строительства. В результате проектирующая организация стремится выполнить свою задачу, то есть уложиться в выделенный бюджет и как можно быстрее пройти согласования; о внедрении современных технологий, экономии средств и даже порой соблюдении всех технологических процессов речь зачастую не идет. Как результат, в утвержденной рабочей документации на строительство может не хватать целых этапов, оплачивать которые подрядчику, разумеется, никто не намерен.
Другая проблема — цены: государственные сметные сборники, на которые ориентируются при составлении бюджета стройки, отстают от рыночных показателей, причем порой значительно. Средний лаг составляет 15% по стоимости материалов и до 20% по стоимости работ, а во время аудита строительства ЦКАД, проведенного «Автодором», выявились еще более вопиющие отклонения: государство считало, что подрядчик может приобретать песок по цене на 82% ниже среднерыночной!
В KPMG особо подчеркнули, что в условиях кризиса все вышеуказанные проблемы обостряются еще больше, и при отсутствии адекватных мер со стороны государства вскоре мы можем столкнуться со срывами сроков ввода в эксплуатацию уже начатых дорог. Чтобы избежать этого, необходим целый ряд шагов: в ближайшей перспективе это упрощение доступа к заемным средствам и реальная индексация цен, а в глобальной — пересмотр всей законодательной системы дорожных контрактов, констатирует компания.