44
45
МОСКВААвтомаршрутІ АфганистанАвтостоп по-афганскиЛюди путешествуют по-разному. Смена обстановки с привычным уровнем комфорта и повышенным уровнем удовольствий – это тур, организация которого зависит от туроператора. Но можно прокладывать свои маршрутыВлюбой глухомани, где живут люди, найдется место в кабине грузовика или на телеге, угол для ночлега, тарелка домашней еды. Стоит выйти на трассу, поднять руку – и вы уже в гостях. Вот несколько фрагментов путешествия по Афганистану – стране, сохранившей самобытный уклад и особое отношение к гостям.Апгрейд на большой дорогеПервое, что бросается в глаза на афганских дорогах, – это обилие необычайно нарядных грузовиков. На шоссе Кабул – Кандагар, вполне приличной трассе, можно сказать, хайвэе, машин много. Стоянки дальнобойщиков подобны музеям. Машины громадные, нагруженные донельзя, прагматикой и аэродинамикой здесь явно пренебрегают. Отношение к железным братьям – как к живым существам, как к любимым женщинам и детям. Корпуса покрывают резными вставками из де-рева, арками и чеканкой, кузовы – живописью снаружи и внутри, кабины увешивают множеством фонариков, бус, цепочек, флажков, гирлянд и искусственных цветов. Живопись на траках – популярный промысел соседней страны. Пакистанские умельцы расписывают машины идиллическими европейскими и азиатскими пейзажами с лебедями в озерах, дворцами с фонтанами, сказочными птицами и экзотическими животными. Цистерны бензовозов украшены изображениями морей и кораблей, особенно популярна тема «Титаника». Однако многообразие живописных сюжетов подчинено исламским канонам: изображений лиц и человеческих фигур здесь не встретишь. Никаких полуголых красоток и эстрадных звезд!...это маленькая жизньДальнобойщики здесь, как и везде в мире, – наиболее смекалистая и здра-вомыслящая часть дорожного люда. Они читают газеты, смотрят телевизор и знают, что их страна опасна, вокруг полно басмачей и душманов, которые спят и видят, как бы осуществить захват иностранцев. Следовательно, «для их же безопасности» иностранцев подвозят до нужного города или поселка, но подвозят ровно до полицейского участка и не моргнув глазом сдают блюстителям порядка… А в кабине грузовика ты поистине гостишь: об оплате проезда и речи нет, зато в долгом пути есть время для неспешной беседы на любые темы (и попутного изучения местного языка), более глубокого знакомства. …В начале путешествия, выехав из Кабула, мы застопили один из расписных траков с двумя веселыми парнями в кабине. Они едут до Газни. Время в пути проходит быстро. Нас взялись обучать языку дари. Мы тыкали пальцем на окружающие предметы и явления и записывали новые слова в блокноты. Ребята развлекали нас иранской и ин-дийской музыкой, один из них знал чуть-чуть английский, а другой – несколько русских фраз, смешно повторяя: «Че хочишь? Ниче ни хочишь?» …Просыпаемся в кабине трака. Шквр-шквр-шврррр. Что это за звук? Это поет сковорода. Водитель улыбается и велит подниматься, ужинать. В кабине на газовом баллоне приготовлена еда и чай. Мы на пути к Кандагару, машина стоит среди пустыни, чуть дальше – заснеженные горы. Окна занавешены. Отужинав, выходим из кабины в ночь – поразмяться... Луны не видно, но все равно светло – так ярок свет звезд. Горы спят. А потом в тесноте, да не в обиде, вчетвером укладываемся спать: водитель, его друг и мы двое. «Щаб бахайр, Мохамад!» (спокойной ночи!). Поднялись рано и тронулись затемно, едем в сторону рассвета по бетонке. Перед проездом через дорожные посты нас накрывают одеялами; на стоянках завешивают кабину шторками, чтобы ни один доброхот не мог увидеть нас и донести полиции.44№9І май 2009 І За рулем – Регион Автомаршрут Власть на постуДорожные посты здесь выглядят так: поперек дороги протянута веревка или цепь. Машины тормозят, из будки выходят ленивые дядьки и отвязывают веревку. Рядом виднеется какая-нибудь постройка или развалины глиняной крепости. Наверху – государственный флаг. Когда видишь любое, даже самое жалкое строение с флагом наверху – лучше там не задерживаться. Подальше, подальше от любых властных структур! «В Афганистане дороги платные», – снисходительно шутят шоферы. Суммы поборов скромны, но обязательны для всех. На посту водитель просовывает в окно руку с двадцатью афгани и без долгих разговоров едет дальше, и для этого вовсе не обязательно что-то нарушать. Афганские «гаишники» и полицейские мало отличаются от обычных граждан. Они не имеют формы, одеты, как и все мужчины, в просторные рубахи до колен и штаны на веревочках, сверху в холодное время года – чадыр, теплая накидка-покрывало, что переброшена через плечи и чудом удерживается на них при ходьбе, беге и езде на велосипеде или мотоцикле. На голове – тюбетейка, чалма или афганский берет-паккуль. Вот только на боку под покрывалом оттопыривается что-то – ага, это родной наш «калаш». При оружии в открытую здесь ходят только полицейские. Они также обладают радиотелефонами. Углядев в машине европейские физиономии, странно одетых людей – яркие куртки, джинсы, рюкзаки, где мужчина, где женщина – не поймешь, – дорожные постовые могут задержать по ряду причин. Во-первых, они любопытны. Во-вторых, мелкие сошки желают выслужиться проявленной бдительностью. В-третьих, они боятся ответственности: случись что-то с иностранцами на подведомственном им участке – не сносить головы, можно и работу, с трудом обретенную, потерять. «Гаишники» проверяют документы, держат в участке, кормят, устраивают на ночлег и после долгих перезвонов и переговоров с начальниками рано или поздно принимают решение – вернее, транслируют решение, принятое наверху. Как правило, наутро все обходится вывозом путешественников за пределы провинции.І АфганистанМесто в багажникеУличное движение в афганских городах довольно беспорядочное. Дорожные знаки встречаются редко, указатели населенных пунктов и расстояний есть только на шоссе Кабул – Кандагар, а светофоров нет и в самом Кабуле. На перекрестках, развалясь на стуле, дремлют мужики с автоматами, встречаются и жизнерадостные регулировщики. Выражение на их лицах такое, будто они властелины мира, они просто трещат по швам от собственного энтузиазма: «О! Я навожу порядок на дороге! Я – большой человек!» Городские регулировщики иногда являются счастливыми носителями формы. Стоит такой красавец на перекрестке, а вокруг… люди едут на крышах автобусов, в кабине грузовика по шесть-семь человек, в пятиместной легковой Toyota – двенадцать. Городские такси возят пассажиров даже в открытых багажниках, и это никого не волнует. Здешние дороги называются «Слава афганским водителям и японским машинам!». На трудных участках ездят главным образом видавшие видыToyota, но встречаются и советские безбожие, атеизм. Надо сказать, что КамАЗы, и древние «уазики». Из-за благосклонное, даже трепетное относухости машины здесь служат долго – шение к страннику, путешественнику, то, что у нас давно заржавело и сгни- гостю – это часть мусульманской этики. ло, здесь еще бегает, и как! Но дело «Коджа мирид?» (Куда идешь?) – интене только в климате. Виртуозное мас- ресуется любой встречный, увидев нас терство афганских шоферов – залог с рюкзаками. «Коджа мирид?» – высовыживания на этих дорогах. Сказать, вывается улыбающееся лицо из машичто здесь бездорожье, – значит, ниче- ны. «Коджа мирид?» – любопытствует го не сказать. …Много страху натер- торговец, приглашая русских путешестпелись мы на этих горных дорогах и венников отдохнуть в чайхане. все-таки однажды перевернулись. И вот уже дети бегут из соседней дерев...Светило яркое солнце, поля и окрени. Им повезло: можно поглазеть не стные холмы зеленели, вдоль дороги только на аварию, а еще и на иност- журчал арык, вдали виднелись заснеранцев, которые в нее Гость – «мехмаа» – попали. Деревенские притащили веревки и в Афганистане святыня. лопаты, и все мужчины тянут и толкают машину обратно, на колеса. И – Это часть мусульманской этики РАЗ! ВЗЯЛИ!.. Машина с грохотом становится на колеса. Во- женные горы. Мы уселись отдохнуть дитель и компания советчиков скло- и сделать записи на глиняной ограде, няются над открытым капотом. Мотор отделяющей поле от дороги, и тут же молчит, потом урчит… и заводится! обросли веселыми мальчишками с Пассажиры рассаживаются по своим книжками в руках. Сбежали с уроков местам. Возносим молитву Аллаху и или только направлялись в школу? Пацаны пристроились рядом, загляпродолжаем наш трясучий путь. Для нас перевернуться в машине – это дывая в наши тетрадки. Что это вы десерьезная авария, для местных же – лаете? Пишете? Кто же так пишет – слева направо? Вот как надо писать! – обычное дело. А мы пишем так! – А ну, напиши мне в тетрадку что-нибудь! – Я показала Куда идешь? каждому, как по-русски пишется его Афганское население весьма религи- имя. Так мы познакомились, потом озно. Гостя обязательно спросят, како- фотографировались, а потом… из го он вероисповедания. Мусульмани- проезжающего «уазика» – «русского ном прикидываться не обязательно. джипа» – нас окликнули, и мы простиДостаточно сказать «исави» – право- лись с юными афганцами, которым славный. «Исави – хуб! Дуст!» (Право- явно было нужно в школу. А нам ехать славные – хорошие! Друзья!) – тут же дальше. загудят бородачи. Единственное, что не помещается у них в голове, – инНадежда МАКСИМОВА дифферентность к религии вообще, Фото автора и Ильи АЛИГОЖИНА45За рулем – Регион І №9 І май 2009