38
39
РЕТРОCitroen DSІния. Он же приложил руку к 2CV. Приступая к работе над DS, Бертоне выразил сущность проекта всего тремя словами: «Скорость, комфорт, безопасность».Сила гидравликиПод стать космическому облику была и начинка машины. Главной фишкой стала гидропневматическая подвеска с упругими элементами в виде двухсекционных емкостей. В одной – сжатый газ, в другой, отделенной мембраной, – масло. Придумали такую схему еще в 1943 году, втайне от оккупантов совершенствуя Citroen 15CV. В 1954 году такая подвеска стала устанавливаться на Traction Avant серийно, а потом она появилась и на Citroen DS19. Гидропневматика обеспечивала три уровня дорожного просвета: большой – для проселков, средний – для городской брусчатки и минимальный – для езды по автостраде. Выбранный водителем дорожный просвет автоматически поддерживался на любом дорожном покрытии при любой степени загруженности машины. При этом все четы-БогиняНПублику нетрудно понять. Автомобиль удивительный: низкий и вытянутый силуэт, чистые линии, оригинальный дизайн. Стремительность модели подчеркивали двери без оконных Бертоне сказал о проекте рамок – от них избавились благодаря тому, что стойки не игкратко: «Скорость, рали заметной роли в силовой схеме кузова. А необычность комфорт, безопасность» задней части обеспечивали указатели поворотов, вынесенные в минуту. К концу дня их наберется высоко на задние стойки крыши. «Космический» кузов автомобиля уже 12 тысяч, а к закрытию салона превысит годовые производственные казался единым целым, но был изговозможности фирмы – 80 тысяч! По- товлен из отдельных панелей, крездним вечером 7 октября 1955 года пившихся к цельносварной стальной оргкомитет Парижского автосалона пространственной раме. Создатели Citroen DS в обилии испримет беспрецедентное в истории автомобильных выставок решение: пользовали не только алюминиевые павильон, в котором демонстрирует- панели кузова – таковыми были капот, ся сенсационный Citroen DS19, оста- крышка багажника, двери, но и пласвят открытым для круглосуточного тик – из него изготавливалась крыша. Все это позволило сделать крупную посещения… овые модели от Citroen нередко были возмутителями спокойствия и разрушителями стереотипов: достаточно вспомнить переднеприводный Tranction Avant, «гадкого утенка» 2СV… Но DS, пожалуй, самый необыкновенный из всех. Париж, 5 октября 1955 года, утро. Погода спокойная, мягкая, парижане веселы и безмятежны. Они не знают, что эта дата запомнится надолго благодаря одному событию… На открытии 42-го Парижского автосалона девушки-модели снимут покрывало с Citroen DS19. Через час на новинку поступит 743 заказа, в среднем по 12Именно так называли французы Citroen DS (DS созвучно с французским diesse – Богиня)Три словамашину относительно легкой. На высоте были и аэродинамические показатели. Коэффициент лобового сопротивления у DS19 равнялся 0,3, что было даже меньше, чем у Porsche 911. Днище автомобиля сделали идеально ровным – все узлы и агрегаты монтировались на своеобразной платформе, которая обеспечивала чрезвычайно низкий центр тяжести. Еще одна уникальная особенность кузова Citroen DS19 – увеличенные зазоры между наружными панелями. Благодаря этому решению повышалась субъективная оценка общего качества кузова, поскольку стали менее заметны несовпадения плоскостей и неравномерность зазоров между ними. Творец облика Citroen DS19 – Фламинио Бертоне, итальянец, переехавший во Францию в начале 20-х. Сначала он работал дизайнером в одном из кузовных ателье, а в 1933-м перешел в компанию Citroen, где трудился над Traction Avant второго поколе-ре колеса имели независимую подвеску. Подобная система располагала и дополнительным преимуществом: для замены колеса было достаточно выставить максимальный клиренс, подложить что-нибудь под кузов, опустить его, и колесо провисало в воздухе. Гидравлическими приводами в DS19 оснащались также рулевой механизм, тормоза, управление коробкой передач и сцеплением. Руль был с единственной спицей, а рычаг коробки передач торчал из приборной панели между рулем и щитком приборов, там же находился и рычаг управления подъемом кузова над дорогой. Силовой агрегат вместе с передней подвеской представлял единый узел, такой же, как и на Traction Avant, – для ремонта его можно было выкатить из-под кузова. Четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1911 см3 и мощностью в 75 л.с. устанавливался продольно, а коробка передач находилась перед ним – эта схема была отработана на предыдущих38№16І сентябрь 2009 І За рулем – Регион І Citroen DSрабочий объем увеличили до 1985 см3 и повысили мощность до 84 л.с. – такие модели обозначались индексами DS19А и ID19А. Еще через два года мощность довели до 91 л.с. – поменялась цифра в обозначении на DS20. В 1968 году установили инжекторный двигатель с электронным впрыском топлива мощностью 125 л.с. Этот автомобиль получил наименование DS21. Вместе с этим обновленный Citroen обзавелся сдвоенными фарами, прикрытыми каплевидными обтекателями, причем фары ближнего света поворачивались синхронно с передними колесами и освещали дорогу в повороте. В 1969 году специально для президента пятой республики генерала Шарля де Голля создали самый длинный из президентских лимузинов – Citroen Super DS, который иногда называют DS President. В 1972-м была произведена последняя модернизация автомобилей семейства DS, апогеем которой стала модель DS23 с двигателем объемом 2347 см3 и мощностью 142 л.с. А 24 апреля 1975 года конвейер завода покинула последняя серийная машина. Общий «тираж» DS за 20 лет составил 1 456 115 автомобилей. И даже после окончания серийного производства модели DS компанией Citroen версии с кузовом кабриолет делались фирмой Chapron. Последний Citroen DS Cabriolet Chapron изготовили в 1976 году. Иван БАРАНЦЕВ Фото из архива авторамоделях. Вдобавок DS19 стал первым в мире массовым автомобилем, оснащенным дисковыми тормозами, а сама тормозная система была двухконтурной – передний и задний контуры не зависели друг от другаФранцузская демократияПродажи Citroen DS19 начались через месяц после ошеломляющего успеха на Парижском автосалоне, хотя до конца года сделали всего 69 машин. От покупателей не было отбоя, несмотря на то, что радость первых владельцев несколько омрачилась производственными дефектами, от которых, правда, вскоре избавились. Уже на следующий год появилась упрощенная и более дешевая версия – ID19, с обычной трансмиссией с механическим сцеплением, без гидроусилителя руля, с упрощенной отделкой салона, без стеклоподъемников на задних дверях и омывателя ветрового стекла. Заднее окно сложной конфигурации изготавливали из дешевого плексигласа, а два передних сиденья сменил старомодный диван – на нем мог разместиться и третий пассажир, что доводило вместимость салона до шести персон. Демократичная версия стала основой для универсалов ID Break, Ambulance и Commerciale. Затем модель ID выпускалась британским фи-лиалом в городе Слоу. Английская приборная панель с правым рулем отделывалась под дерево, а бампер приспособили для крепления номерного знака британского образца. Устанавливалось множество местных комплектующих, например фары от британской фирмы Lucas. А капоты британских машин отличала хромированная надпись Citroen. Через год после презентации на том же Парижском автосалоне был представлен DS19 Cabriolet. Его двухдверный кузов не имел дуг безопасности, а рамка ветрового стекла несла чисто декоративные функции, так как средства пассивной безопасности у этого автомобиля не предусматривались. Длинная база, передний привод и низко расположенный центр тяжести теоретически исключали опрокидывание. В 1958 году вышли лимузин DS Prestige с перегородкой между передними и задними сиденьями и 8-местный универсал DS19 Break с тремя рядами сидений. На тот момент этот универсал считался самым быстрым в Европе – его максимальная скорость составляла 158 км/ч.на правах рекламыБольше миллионаДо 1965 года мощность двигателя оставалась неизменной. Только после десятилетия с начала производстваЗа рулем – Регион І №16 І сентябрь 200939