68
69
РЕТРОBMW 326ІЛимузин для бюргераВфеврале 1936 года на Международном автосалоне в Берлине произошла небольшая сенсация: дебют будущего флагмана – BMW 326, инновационного как в стилистическом, так и в техническом отношении. В этом, самом удачном автомобиле предвоенных лет подчеркивались комфорт и представительность. Благодаря BMW 326 фирма заняла ведущие позиции на рынке и удерживала их до начала войны. Именно с этой моделью связан не только первый значительный коммерческий успех баварского автопроизводителя, но и выход в «высший свет»: с 326-й моделью фирма BMW потеснила на немецком рынке милую компанию, состоявшую из Mercedes, Opel и Horch. дебют 326-й, первого BMW с обтекаемыми формами кузова. Дизайн новой модели выполнил заводской художник Петер Шимановский. Крылья больше не были отдельными, а как бы плавно перетекали в кузов автомобиля, составляли с ним единое целое. Как и у предыдущих моделей, у BMW 326 отсутствовала выступающая над радиатором пробка заливной горловины. Чтобы долить воду, водителю требовалось открыть капот – как на современных машинах. Облицовка радиатора была выполнена в виде двух «ноздрей» или, как их еще называют, «двойных почек». Это стилистическое решение впервые появилось на маленьких спортивных родстерах фирмы Ihle Gebrueder Karosseriebau. Затем его повторили на BMW 303, а потом и на всех последующих моделях как часть фирменного стиля. вую рессору с рычажными гидравлическими амортизаторами, объединенными с верхними рычагами подвески. Но главной изюминкой в шасси новой модели стала задняя подвеска торсионного типа с исключительной плавностью и мягкостью хода. Решение было поистине новаторским: в то время подобную подвеску имели лишь спортивные автомобили типа Alfa Romeo или Alvis. Впервые на BMW была применена и гидравлическая тормозная система, весьма прогрессивная для того времени. Шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель c двумя карбюраторами Solex 26 BVL восходящего потока объемом 1971 см3 и мощностью 50 л.с. разгонял машину массой около 1700 кг до скорости 115 км/ч. Четырехступенчатая коробка передач имела синхронизаторы на III и IV ступенях и особый механизм свободного хода, позволяющий не выжимать сцепление при переключении 1-й и 2-й передач. Рулевой механизм реечного типа очень точно выполнял команды водителя, и управление автомобилем не требовало больших усилий, что также стало особенностью 326-й модели.. BMW 326 был оборудован централизованной системой смазки шасси, что облегчало обслуживаниеЧасти телаВ 1932 году место главного конструктора в автомобильной компании Bayerische Motoren Werke AG занял австриец Фриц Фидлер, который до этого работал на фирмах Stoewer и Horch, причем на последнем месте работы он отметился удачными конструкциями 12- и 8-цилиндровых двигателей. А работая на Stoewer, Фидлер создал самую известную серию конца 20-х под названием Superior с рядными 8-цилиндровыми двигателями, в которых, правда, обнаруживали большое техническое сходство с американскими. Но его первым творением в качестве главного конструктора BMW стало не мощное авто с привычной рядной восьмеркой, а всего лишь 4-цилиндровый BMW 303 – небольшой автомобильчик с оригинальными техническими решениями в виде переднего и заднего мостов качающегося типа, хребтовой рамы и легкого кузова. Именно модель BMW 303 стала прародительницей всех моделей баварской фирмы 30–40-х годов. На смену ей в 1934 году пришел BMW 315 с 6-цилиндровым мотором мощностью 40 л.с. – Фидлер уговорил-таки руководство заняться многоцилиндровыми моделями. А в 1936 году состоялсяИз мира спортаДля 326-й модели специально спроектировали новую низкую раму – ее необходимость была продиктована конструкцией подвески. Передняя подвеска BMW 326 представляла собой поперечную листо-68№19І октябрь 2009 І За рулем – Регион І BMW 326масленок – через каждые 50–100 километров водитель коротким и резким движением нажимал на педаль насоса, подавая масло к точкам смазки сочленений подвески передних и задних колес, шкворней и рулевых тяг. ходилось обращаться в многочисленные кузовные ателье Германии, которые с большой охотой, но за немалые деньги строили на шасси BMW 326 различные кузова..– кабриолеты делали ателье Autenrieth, Wendler, Glаser и другие кузовные фирмы. Естественно, открытые кузова строили, что называется, по старинке: деревянный каркас, обшитый железом. Зато в салоне могла быть и кожа, и дорогие породы дерева. По желанию клиента устанавливался и радиоприемник. Стоимость закрытого 4-местного лимузина составляла 5500 рейхсмарок, любителям езды с открытым верхом необходимо было раскошелиться на 6650 рейхсмарок, если заказывался 2-дверный кабриолет, и 7300 рейхмарок, если 4-дверный. Хоть BMW 326 не пользовался особой популярностью у первых лиц Третьего Рейха, он нравился немецким автолюбителям – это был добротный автомобиль для среднего германского обывателя – «бюргера», очень хорошо сконструированный и качественно сделанный. 326-я по праву считается самой популярной довоенной моделью баварского концерна – всего с 1936 года до начала войны было выпущено 15 936 машин, большинство из них с закрытыми 4-дверными кузовами. После войны из оставшихся комплектов кузовных деталей собрали еще полтора десятка машин – оборудование погибло при бомбежках. На конвейере уже «советского» завода BMW делали BMW 321, а с 1949 года – модель 340, над которой начали работать еще шесть лет назад.Снятие скальпаАвтомобиль получился на редкость комфортным – на заднем диване был центральный откидной подлокотник, а передние сиденья регулировались продольно, подгоняясь под рост водителя. Ветровое стекло поднималось и фиксировалось на винтовых зажимах, в торпедо встроены прикуриватель и пепельница. Появились передние лючки для вентиляции, стеклоочистители с электроприводом и электромагнитные указатели поворотов семафорного типа. Салон был оборудован множеством кармашков для карт и мелких вещей. Кузова для лимузинов (по немецкой классификации тех лет – 4-дверные закрытые автомобили) и 4-дверных кабриолетов поставляло предприятие Ambi Budd, известное своими цельнометаллическими конструкциями. Хотя поначалу в 1936–1937 годах в кузове 326-й модели присутствовал кусочек дерева, из которого изготавливали стойки моторного щита. С 1938 года они уступили место стальным усилителям коробчатого типа. Еще дерево присутствовало в «скальпе» – так называлась типичная конструкция крыши автомобилей тех лет. Два продольных и шесть поперечных брусков из бука образовывали каркас, на котором сверху крепилась ячеистая сетка из металла. На нее укладывался утеплитель из ватина, который покрывался дерматином, принимавшим на себя капризы природы. Такая громоздкая конструкция имела множество плюсов. Самый главный – экономия тонкой штамповочной стали и отсутствие необходимости в штампах для панелей крыши. Пассажирам же зимой было хоть чуточку, но теплее, а жарким летом салон не так сильно нагревался. Внутри кузова по краям деревянного каркаса «скальпа» прибивалась фанера, на которую натягивалась обивка салона из толстой светло-серой ткани в рубчик. Обивка сидений тоже была тканевой. Был и еще один вариант исполнения крыши – легкий сдвижной «скальп», складывающийся по направляющим в гармошку. Но за это нужно было дополнительно выложить еще 300 рейхсмарок.Большая редкостьBMW 326 была популярна не только у немцев, но и у советских офицеров. В отличие от других хозяев трофейной техники, владельцы BMW 326 никогда не испытывали проблем с запасными частями – после войны выпускалась модель 321, которая по многим деталям и узлам была унифицирована с 326-й. И машины с характерными овалами на облицовке радиатора в великом множестве заполнили улицы и дворы послевоенной Москвы и других городов. Культ довоенных BMW у коллекционеров жив и поныне, благо таких автомобилей сохранилось достаточно. Только вот реставрируют их до оригинального состояния лишь немногие, большинство же катается (конечно, если машина ходовая) на волговском ходу и с волговским же двигателем. А если и реставрируют, то не предъявляют к своей работе слишком высоких требований, так что 326-я в полном оригинале стала редкостью в нашей стране. Иван БАРАНЦЕВ Фото из архива авторана правах рекламыЛюбой капризОднако среди клиентов фирмы BMW было довольно много привередливых личностей, которых не устраивала стандартная машина – завод предлагал только 4-дверные лимузины и кабриолеты. И тогда им при-