56
57
РЫНОКИспытанияІ ШиныСвоя колеяВ последние годы доля шипованных зимних шин в Европе, включая Россию, упала с 60 до 50% – мягкие зимы и местные запреты на использование шипов вынуждают европейцев покупать фрикционные зимние покрышки. Но в Финляндии, где в феврале проходила презентация шин Michelin X-Ice North нового поколения, шипы разрешены, а снега и льда в избыткеМшашки протектора сплетены гусеницей так, чтобы максимально увеличить площадь контакта с покрытием. А чтобы в отсутствие ярко выраженных центральных элементов обеспечить требуемую жесткость протектора, между серединными блоками в глубине протектора установлены горизонтальные перемычки. Новый рисунок мишленовцы называют Full Active Tread: все элементы протектора в пятне контакта должны работать при любом Испытатели Michelin намотали положении шины. Количество ламелей увепо российским дорогам от Урала личено на 7%, а сами ламели шинники назыи обратно более 4500 км вают трехмерными. Идея в том, что нарезаки большой размерности, а самые мас- ны они змейкой, уголки которой при совые диаметром 13 и 14 дюймов пока деформирующих шину нагрузках выпускаются со старым рисунком. сцепляются между собой, увеличивая Покрышки нового поколения – раз- жесткость шашек протектора. А вот витие предыдущих. Оценивая новин- нарезка блоков протектора и ламелей ку, французы говорят о сокращении под разными углами – уже знакомый тормозного пути и улучшении прохо- фирменный прием для эффективной димости в снегу на 10%, а курсовой работы не только на прямой, но и при устойчивости – на 5% по сравнению с разных углах поворота колеса. первым поколением. Но если постаДля прямого сравнения мишленоввить рядом шины двух поколений, об- цы выкатили переднеприводные мащего в рисунках протектора найдется шины на шинах-конкурентах Nokian немного. Главное отличие – отсутст- Hakkapeliitta 5 и Continental Contiвие центральной продольной канавки: WinterViking 2. Интересно, что сопер-еж тем не малонаселенная Финляндия, а именно Россия становится основным рынком сбыта шипованных шин. А самой продаваемой моделью фирмы Michelin у нас стал предыдущий X-Ice North, благо российское производство позволило установить хороший ценник. Шина нового поколения тоже будет выпускаться в Давыдове, но процесс перехода будет постепенным – к наступающему сезону в продажу поступят покрыш-ники имеют новомодные многогранные шипы, а Michelin по-прежнему использует круглый шип – дескать, такая форма равномерно распределяет нагрузки и обеспечивает одинаковые свойства в любом направлении. А еще круглый шип меньше повреждает дороги. Другое дело, что шипы теперь расставлены не в 10, а в 12 рядов, причем нижний слой протектора сде-лан более жестким для лучшей фиксации шипов. На извилистой ледяной трассе, где на машине можно развить скорость чуть выше, чем у пешехода, машины на новом X-Ice проявляют явную недостаточную поворачиваемость, с которой борется система стабилизации. Скучно, но вполне надежно. На шинах Continental ехать интереснее – под56№19І октябрь 2009 І За рулем – Регион Испытаниясброс газа машина резво уходит в занос (а с отключенной ESP не брезгует и сносами), но остается под контролем. А вот «многогранный» Nokian по льду едет либо при постоянной поддержке системы стабилизации, либо скользит и плавает по траектории. Правда, «пятую» Hakkapeliitta можно считать устаревшей, поскольку фирма Nokian, пропустив шестую серию, уже начала производство шин Hakkapeliitta 7. Снежная трасса откровений не принесла: если не переходить границ, все три покрышки одинаково надежны и безопасны. Куда интереснее было прокатиться по дороге с колеями! Правда, оказалось, что колеи по-фински – это «нарезанные» дорожной техникой продольные полоски вроде тех, что образуются у нас при снятии верхнего слоя подлежащего ремонту асфальта. На таком покрытии превосходство новых покрышек налицо: если автомобили на шинах-конкурентах шатаются по насечкам на прямой и рыскают при разгоне, вызывая дрожь рулевого колеса, то с покрышками Michelin машина радует устойчивостью и легко контролируется даже в провокационных скольжениях. Яркий пример эффективности технологии Full Active Tread – ледяные выступы не цепляются за края канавок протектора и не сдергивают покрышку с траектории. Но для России-то актуальнее другие колеи – «канавы», продавленные шипами в левых рядах скоростных магистралей! Услышав мой вопрос, Кристоф Дюк, ответственный за маркетинг зимних шин, показывает на боковины покрышки. – Смотри: вот эти наклонные вырезы с ламелями и продольные канавки на плечевой зоне шины как раз и способствуют лучшей устойчивости в колее. А заодно работают как грязеза-І Шиныцепы, более эффективно разрывая глубокий снег. Мишленовцы знают о наших колеях и сугробах не понаслышке – команда испытателей намотала по российским дорогам до Урала и обратно более 4500 км. – Честно говоря, мы не знали, как противостоять колеям, да и не сталкивались с такими прежде. Во время испытаний наши инженеры решили поэкспериментировать, ножом нарезав боковины тестовых покрышек. После нескольких попыток получилось! Проверить слова Кристофа было негде, но если «второй» X-Ice действительно так же хорош в глубоких колеях, как и на финской ледяной насечке, то брать шины второго поколения вместо первого стоит хотя бы из-за этого. Правда, у самой массовой армии потребителей выбора пока нет – производство 13- и 14-дюймовых шин X-Ice North 2 в Давыдове начнется только к следующему сезону. Но это, разумеется, не повод ездить на летней резине. Иван АНАНЬЕВ Фото автора и MichelinТаблица размерностейR15 195/55 185/60 205/60 185/65 195/65 R16 195/55 205/55 215/55 225/55 205/60 225/60 215/65 R17 225/45 R18 225/40 235/4057За рулем – Регион І №19 І октябрь 2009