44
45
РЫНОКОбзорІ Свечи зажиганиязажигание не определить на слух, а оплавленные поршни разрушаются моментально – за несколько минут. Значит, при выборе новых свечей в первую голову надо помнить именно о калильном числе. Остальное – строение центрального электрода, примененные материалы – скорее дело вкуса и ресурса. Кардинальных улучшений в работе двигателя вы не получите, впрочем, ухудшений тоже. Технические ухищрения вроде центрального электрода из платиновых или иридиевых сплавов, конечно, повышают и надежность зажигания, и качество воспламенения, но не настолько, чтобы это можно было заметить. Ресурс обычной свечи с никелевым центральным электродом в обычных условиях – 10–15 тысяч км. У многоэлектродной свечи срок службы больше за счет распределения искрообразования. Два электрода – и свеча способна ходить 40 тысяч км, три – до 60 тысяч. Если вместо никеля применяются драгметаллы, то срок службы также увеличивается, но вместе с ним и цена. Так что лучше – поставить дорогие или чаще менять дешевые свечи? Если доступ к свечам не затруднителен, то проще ставить дешевые и чаще менять. Дело в том, что в России качество топлива оставляет желать лучшего, у нас до сих пор для увеличения октанового числа активно используются ферроценовые добавки. Поэтому многие автопроизводители в перечне регламентных работ прописывают одновременную замену масла, фильтров и свечей.Размер имеет значениеются, вплоть до остановки мотора. Калильное зажигание (КЗ) принято разделять на два типа. Первый – от тлеющего нагара, обычно случается после того, как двигатель, долго работавший с малыми нагрузками (тогда отложение нагара наиболее активно), сильно нагружают. Например, активный разгон после долгой езды в пробке. В камере сгорания происходит следующее: частицы раскаленного нагара срывает со стенок, и они, летая в объеме камеры, тлеют, воспламеняя смесь. Явление это, как правило, кратковременное – нагар быстро сгорает. От характеристик свечи такое калильное зажигание зависит мало. Намного опаснее второй тип – Если добраться до свечей калильное зажигание, возникающее от перегретых деталей в не слишком сложно, камере сгорания, а именно тепловых конусов изоляторов, или то проще ставить дешевые центральных электродов свечей, или сильно нагретых таречасти 19 мм и плоским уплотнитель- лок выпускных клапанов и поршней. ным кольцом. Любые другие свечи, на- Такое КЗ коварно и тем, что его, в отлипример с короткой резьбой или кониче- чие от КЗ от нагара, не слышно, двигаским уплотнением, не подойдут. тель «не звенит». Мало того: оно, увеПроизводитель может быть самым личивая температуру смеси при такте разным – от отечественных свечей из сжатия, часто провоцирует детонацию Энгельса (ЭЗАЗС), Ульяновска (УМЗ) и и как следствие серьезную поломку Уфы (УАПО) до импортных – AUTO- мотора. Именно неверно подобранное LITE, BERU, BOSCH, BRISK, CHAMPION, калильное число свечи и становится DENSO, EYQUEM, MAGNETI MARELLI, главной причиной этих ужасов. NGK и т.д., качество у них примерно Так что за зверь такой – калильное одинаковое, а различаются они лишь в число? Сложного тут ничего нет. Это деталях. Важно, чтобы в перечне реко- всего лишь некая условная величина, мендуемых автопроизводителем све- которая описывает максимально допучей фирма была указана. стимую тепловую нагрузку свечи, а Главный параметр свечи – калиль- стало быть, и ее стойкость к калильноное число. Чрезвычайно опасно для му зажиганию. Однако нельзя просто мотора «калильное зажигание» – это выбрать свечу с самым большим КЧ. самовоспламенение топливно-воздуш- Если мотор помногу работает в режиной смеси, возникающее от контакта с ме малых нагрузок (например, при езочень горячими деталями двигателя. де в пробках), конус свечи покрываетТемпература в камере сгорания подни- ся отложениями, которые проводят мается до такой степени, что детали электричество. И тогда между корпуоплавляются и, разумеется, разруша- сом свечи и центральным электродом веча зажигания – один из важнейших элементов системы зажигания. Ее неправильная работа приводит к выходу из строя датчиков кислорода, каталитического нейтрализатора – деталей совсем не дешевых. Мало того: поршень и клапаны тоже могут пострадать, причем так сильно, что дело закончится капремонтом двигателя. Даже исправная, но неправильно подобранная свеча рискует обернуться поломками. Как же выбрать свечу? Разумеется, свеча должна подходить по размерам, а они бывают разные. Для «десятки», к примеру, годятся свечи с резьбой М14х1,25, длиной резьбовойСполучается токопроводящая дорожка. Ток, естественно, идет через нее, и искрообразование сильно ухудшается, а то и вовсе прекращается. При повышенных нагрузках на мотор температура конуса растет, и отложения сгорают. Так свеча самоочищается. Двигатели автомобилей отличаются по мощности, степени сжатия, частоте вращения, охлаждению и т. д. Поэтому свечей, пригодных для любого мотора, в природе нет: в одном они нагреваются слишком сильно, в другом – слабо. Само собой, то и другое плохо. Поэтому и существуют свечи с разным калильным числом. Ошибка с выбором КЧ может быть фатальной, потому что калильноеChampion EONПроизводитель/страна: Federal Mogul/Великобритания Применение: 6 наименований для почти 85% всех автомобилей, произведенных в Европе после 1990 года. Преимущества/особенности: новейший керамический изолятор C7000, не имеющий оребрения, лучше противостоит пробою и имеет повышенную механическую прочность (технология опробована в Формуле-1). Удлиненный тепловой конус и увеличенная площадь контакта расширяют диапазон калильного числа; свечи эффективно работают в высококомпрессионных двигателях, работающих на обедненных топливных смесях, сохраняют эффективность на протяжении всего срока службы, эффективны в условиях холодного пуска. Рекомендованный интервал замены – 60 тысяч км.Ориентировочная цена – 250 руб./шт. (для Ford Focus II)NGK ГибридныеПроизводитель/страна: NGK Spark Plug Co.Ltd/Япония Применение: в таких моделях, как Toyota Avensis, RAV4 и других, на которые устанавливаются двигатели с непосредственным впрыском, а также на моделях группы Volkswagen с двигателем TSI (Audi A4, Audi A6, VW Passat, VW Golf). Преимущества/особенности: центральный электрод из иридия или платины. Технология «полуповерхностного разряда» обеспечивает надежное зажигание даже в экстремальных условиях; применение благородных металлов гарантирует постоянный межэлектродный зазор на протяжении всего срока службы. Два дополнительных боковых электрода обеспечивают защиту от образования нагара. Если из-за нагара искра не пробивает на главном боковом электроде, она проскальзывает через вершину изолятора и перепрыгивает на один из дополнительных боковых электродов. При этом искра воспламеняет топливно-воздушную смесь и удаляет частички сажи.Ориентировочная цена – от 500 руб./шт.44№21І ноябрь 2009 І За рулем – Регион ОбзорІ Свечи зажиганияFinwhale FS PROПроизводитель/страна: Grunntech GmbH/Германия Применение: состоит из 41 типа свечей зажигания и охватывает более 90% мирового автомобильного рынка. Преимущества/особенности: линейка представлена свечами с одним, двумя, тремя и четырьмя боковыми электродами, выполненными как в стандартном, так и в специальном исполнении – с V-образной проточкой, позволяющей улучшить воспламенение топливовоздушной смеси, а также в платиновом исполнении бокового и центрального электродов, значительно увеличивающих ресурс; форма теплового конуса изолятора оптимизирована в целях ускорения прогрева свечи, кроме того, в материал изолятора добавлены специальные модификаторы, повышающие механическую прочность и электроизоляционные свойства. Ресурс – не менее 50 тысяч км.Ориентировочная цена – от 60–70 руб./шт.Beru Ultra X TitanПроизводитель/страна: Beru AG/Германия Применение: состоит из 15 свечей, что позволяет перекрыть около 90% всего автомобильного парка. Преимущества/особенности: для бокового электрода применен никель-титановый износоустойчивый сплав, его оригинальный профиль(Poly-V-type) состоит из пяти V-образных граней, между ними и центральным электродом в произвольном порядке проскакивает искровой разряд; изменены центральный электрод с платиновой наплавкой и форма изолятора, что способствует самоочистке свечи и наиболее полному сгоранию топлива. Ресурс свечи возрос до 60 тысяч км.Ориентировочная цена – от 145 руб./шт.DENSO ТТПроизводитель/страна: DENSO/Япония Применение: включает семь моделeй для автомобилей ГАЗ, Lada, Audi, BMW, Honda, Hyundai, KIA, Mitsubishi, Nissan, Toyota и т.д. Преимущества/особенности: свечи имеют центральный электрод уменьшенного диаметра (1,5 мм) из никелевого сплава и боковой электрод с наконечником также уменьшенного диаметра, что позволило по эффективности искрообразования приблизиться к иридиевым свечам. Электроды не содержат драгметаллов, поэтому стоимость свечи невысока. Отличное искрообразование свечи улучшает воспламенение даже в экстремально холодную погоду. Предполагаемый ресурс составляет 25 тысяч км.Ориентировочная цена – от 140 руб./шт.Bosch YttriumПроизводитель/страна: ООО «Роберт Бош»/Россия Применение: производится 10 типов; рекомендуются для современного автомобильного парка; в первую очередь для иномарок зарубежного и российского производства. Преимущества/особенности: в центральном и боковом электродах присутствует иттрий – редкоземельный элемент, известный своей прочностью; профильный (V-образный) боковой электрод позволяет предотвратить появление коррозии, улучшить искрообразование, гарантирует стабильность искры. Свечи Yttrium взаимозаменяемы со свечами зажигания всех известных мировых производителей: они нисколько не уступают по качеству импортным маркам, однако стоят существенно дешевле. Заявленный ресурс от производителя – 50 тыс. км.Ориентировочная цена – 170–200 руб./компл. (для Ford (HR8MCV+) – 250–300 руб./компл.)ЭЗ Standard LPGПроизводитель/страна: ОАО «Роберт Бош Саратов»/Россия Применение: рассчитаны на владельцев отечественного автопарка, устанавливающих газовое оборудование. Преимущества/особенности: специально разработаны для двигателей, работающих на газе, успешно работают и на бензине. Имеют калильное число, соответствующее тепловым характеристикам двигателя, работающего на сжиженном газе. Уменьшен межэлектродный зазор для улучшения воспламенения смеси. Повышают экономичность и динамичность автомобиля, резко повышают экологичность, одновременно снижая вероятность его перегрева. Автомобилю с такой свечой не страшен холодный пуск. Гарантия от завода-производителя – 20 тысяч км.Ориентировочная цена – от 120–140 руб./компл.