62
63
МОСКВААвтомаршрутІРетроспектива с колесОт Конакова до Дубны через леса, Волгу и каналекоторым кажется, что осень – не слишком подходящее время для вылазок за МКАД. Дожди, слякоть, серость. Но ведь под окном стоит автомобиль, а в нем всегда тепло и сухо, поэтому для нас плохой погоды нет и быть не может. Куда едем? Мало нам воды с неба, отправиться и проехать по дороге районного масштаба. Повернули на Конаково, километре на 116-м. Дорога, надо сказать, получше Ленинградки оказалась – то ли ямки здесь ровнее заделывают, то ли машин гораздо меньше ездит. Путь холмистый, вдалеке видны деревеньки, купола церквей, лепота… Под водами Иваньковского Заглянули в лес, который потянулся вдоль обочин. водохранилища лежит Густой, сосновый, под ногами ковер из иголок – и пятисотлетний город Корчева настоящий бор. Это потом уже, в Конакове, мы решили к Волге. Как? А прямо по Ле- узнали, что Конаковский бор – отдельнинградке, куда глаза глядят… ное место в ряду достопримечательноГлаза устали глядеть где-то после стей района, и называют его музеем сотого километра. Поэтому было ре- природы под открытым небом. Погушено срочно свернуть с федеральной ляли, подышали, посмотрели карту и трассы, пока не уперлись в Тверь, поняли, что рукой подать уже до Конаковской ГРЭС, этого чуда советской энергетики, крупнейшей теплоэлектростанции в центральном регионе России.НКонаковоДвинулись дальше, как-то незаметно лес кончился, и началась... пробка. Вот оно, пагубное влияние цивилизации. Это город Конаково. У станции на расстеленной на земле клеенке идет бойкая торговля разнообразным фаянсом. Горки из тарелок и салатников, чашей и блюд всех сортов – похоже, опять ра-ботникам местной фабрики зарплату «натурой» выдают… Продавцы страшной тайны не открыли, однако рассказали, что их фаянсовой фабрике аж двести лет! Проверили потом – и правда, открыта она была в августе 1809 года неподалеку, в деревне Домкино аптекарем Фридрихом-Христианом Бриннером. Впоследствии другим владельцем – помещиком Ауэрбахом – производство было перенесено в село Кузнецово. Так в те годы назывался населенный пункт, в 1929 году получивший название поселок Конаково. Интересно, что имя поселку выбирали по результатам конкурса. И в итоге по предложению работницы фабрики назвали, что неудивительно, в честь революционера Порфирия Конакова.Еще один любопытный момент: в 1870 году фабрика в селе Кузнецово была приобретена Матвеем Сидоровичем Кузнецовым (совпадение случайно), известным купцом-старообрядцем и владельцем, как бы сказали сегодня, сети фарфоровых фабрик, производящих высококачественную продукцию (тот самый кузнецовский фарфор). Только фаянса ему и не хватало. Вот и прикупил… На заводе стали выпускать ампирную фаянсовую посуду с печатным рисунком и ручной росписью. Фабрика, конечно, зазвучала на всю Россию, только этого было недостаточно для того, чтобы село стало городом. Произошло это уже при советской власти, во время строительства канала Москва – Волга. Дело в том, что62№21І ноябрь 2009 І За рулем – Регион І Автомаршрутцентром Конаковского района был город Корчева. Но в 1937 году его не стало. На Волге построили плотину, которая создала подпор воды, распространяющейся вверх по Волге на 120 км. Уровень поднялся на 11 м, образовав Иваньковское водохранилище. Широко известный факт: водохранилище погребло под своими водами город Калязин, оставив на поверхности лишь колокольню. Малоизвестный факт: ушел под иваньковскую воду и город Корчева. На незатопленной территории остались кладбище с заросшим фундаментом Казанской церкви и одно-единственное каменное здание – дом купцов Рождественских. И вот 2 марта 1937 года было решено перенести райцентр из города Корчевы в рабочий поселок Конаково и преобразовать последний в город, а жителей переселить. Древняя Корчева, основанная где-то в XV веке, официально исключается из списков городов… На ГРЭС полюбовались издалека, с берега. Говорят, станция сбрасывает теплую воду, потому у воды и не холодно. Небо хмурилось, но дождем не проливалось. Даже удалось небольшой пикник устроить.Дубнаним из рукавов канала – и мы в Большой Волге. В соответствии с машрутом «куда глаМесто историческое. В 1937-м поза…» тронулись дальше. Пока плутали мимо большой стройки канала здесь по конаковским улочкам, заметили шла суета вокруг не менее важного указатель на Дубну. Почему бы и нет? строительства. По идее наркома НКВД Карту посмотреть не удосужились, но Ягоды над водохранилищем должны ехать пришлось недолго – неожиданно были установить гигантские монуменуперлись в пробку. Могли бы, конечно, ты Ленину и Сталину. Заказ получил предположить… известный скульптор Меркуров. Между тем пробка образовалась Для того чтобы поставить эти памяту канала. И была она длинная-длинная. ники, вырыли котлован в 11 м, возвели 10-метровый поДля того чтобы высечь голову стамент. Сами фигуры вождей были вождя, был сделан 15-метровыми. На строительство мопятиметровый макет нументов направляли сознательных Ведь паром (!), который перевозил на- ударников, отмеченных знаками род на дубнинский берег, брал на борт «Москва-Волгострой». Люди всего 7–9 машин. Вереница медленно трудились день и ночь. Двенадцать продвигалась к переправе, пассажиров камнетесов, по шесть на каждого вожбыло велено высадить, и мы с подру- дя, работали над монументами. Первой гой поднялись на паром пешком. На была сделана фигура Сталина, затем преодоление 50 м канала ушло минут Ленина. Так было прописано. Для того пять и 120 рублей (с одной машины чтобы высечь голову вождя, Меркуров и одного пешехода). сделал 5-метровый макет. И уже по маПосле переправы на дороге никаких кетам камнетесы снимали размеры и препятствий к дальнейшему передви- переносили их на камень. Скульптор жению не было, но ехать быстро не хо- выбрал для монументов гранит серователось: водные системы Волжского того цвета с крапинками. Его привезли узла завораживали. Тоннель под од- с Украины. Головы высекали из единой глыбы камня. Вес головы Ленина – 20 т, а Сталина – 21 т. Это были крупнейшие в мире монументы из естественного камня цельных гранитов. Так в небольшом поселке Большая Волга появились две грандиозные фигуры. Сталин по известным причинам простоял недолго, а вот под Лениным мы ощутили всю мощь совдеповской машины… Высится над водой, глядит далеко… С Большой Волги, поселка гидростроителей, и началась история Дубны. После войны в 1946 году было принято решение строить протонный ускоритель… подальше от Москвы, вблизи деревни Иваньково. В 1954 году поселок, в котором жили физики, получил название Дубно, а в 1956-м создан Объединенный институт ядерных исследований, где и был построен крупнейший в то время синхрофазотрон. Дубно стал Дубной, и теперь это ухоженный, аккуратный, спокойный городок. Людей немного, во всяком случае в выходной на улицах мы встретили немногих прохожих. Ненадолго выглянуло солнце, и как-то сразу захотелось домой. Осмыслить увиденное, пересмотреть фотографии… Дмитровское шоссе от Дубны до родного порога не затормозило нас ни на минуту. Редкость, но такое случается. Елена ШИТИКОВА63За рулем – Регион І №21 І ноябрь 2009