54
55
РЕТРОAlfa Romeo GiuliettaІТы любишь ли меня? Вперед я знаю…Alfa Romeo Giulietta. Рано или поздно модель с таким именем должна была появиться на свет: если уж есть Ромео, значит, должна быть и Джульетта. Она родилась в 1954-ммобилем понемногу перестает быть привилегией состоятельных людей, превращаясь в массовое явление, а основной задачей современных автопроизводителей должен стать выпуск доступных семейных автомобилей. Тут как нельзя кстати оказался и так называемый «План Маршалла» – программа восстановления и развития Европы после войны путем оказания ей экономической помощи со стороны США. По этому плану и финансировалось восстановление производства на заводе в Портелло. Базовая модель Giulietta с таким мотором, имевшим, кстати, алюминиевый блок цилиндров и два верхних распределительных вала, выпускалась с закрытым 4-дверным кузовом типа берлина – так в Италии именуют седан. В паре с малолитражным двигателем работала 4-ступенчатая механическая коробка передач. Длина малышки составляла 3990, ширина – 1550, высота – 1480 мм. Передняя подвеска была независимой пружинной на двойных поперечных рычагах, задняя – зависимой пружинной на продольных реактивных тягах. Весила Giulietta всего 876 кг и разгонялась до весьма приличных в те времена 140 км/ч. Машинка сразу стала национальным хитом. Она была доступна средним слоям населения. Со временем Alfa Romeo Giulietta привлекла внимание многочисленных кузовных ателье, которыми в те годы была так богата Италия. Самую первую и знаковую модификацию малолитражки уже в 1954 году представило ателье Carrozzeria Bertone – это было 2-дверное купе, нареченное Giulietta Sprint. Первоначально автомобиль задумывался всего лишь какВначале 50-х годов пост генерального директора одного из крупнейших итальянских автопроизводителей – Alfa Romeo – занял Джузеппе Лураджи. Именно при нем фирма обрела послевоенное возрождение, так как он сумел переориентировать производство. До войны марка Alfa Romeo считалась одной из самых дорогих в Европе, а ее автомо-Маленькая итальянкаУже в 1950 году свет увидела первая малолитражка Alfa Romeo модели 1900. Как видно из ее индекса, объем двигателя был менее 2 л, но и с таким мотором маленькая и легкая машинка разгонялась до 175 км/ч – ее представляли как «семейный автомобиль, который побеждает в гонках». Модель стала настолько популярной, что ее использовали и как такси, и в дорожной полиции. Но Лураджи этого было мало – у него рождались все новые планы по наращиванию производства массовых автомобилей. Так, в 1954 году появилась Alfa Romeo Giulietta, еще меньше, c двигателем 1.3 мощностью 53 л.с.Alfa Romeo Giulietta стала автомобильным символом Италиибили выпускались крайне мелкими сериями. Этим же путем компания пошла и после войны, но в обедневшей и разоренной стране дорогущий эксклюзив не находил спроса. Лураджи вовремя сориентировался в реалиях. Он понимал, что владение авто-54№21І ноябрь 2009 І За рулем – Регион І Alfa Romeo Giuliettaпрототип для Туринского автосалона, но заказов на него собрали аж семь сотен, так что пришлось срочно развернуть производство. Благодаря этой машинке небольшому предприятию Carrozzeria Bertone удалось избежать банкротства, а впоследствии даже превратиться из кустарной кузовной мастерской в выдающийся дизайнерский центр. Двигатель стильной «спринтерской» Alfa Romeo Giulietta форсировали до 80 л.с., сохранив его прежний рабочий объем, – теперь он стал вполне соответствовать облику и названию машины: максимальная скорость возросла до 165 км/ч. Примечательно, что дизайнеры из Carrozzeria Bertone отказались от небольших хвостовых килей с задними фонарями, присутствовавших на 4-дверном седане Alfa Romeo Giulietta Berlina. И несмотря на то, что по этим элементам, введенным в моду американцами, в те годы сходил с ума чуть ли не весь мир. Но итальянские кузовщики славятся собственным почерком!Плоды конкуренцииВ Carrozzeria Bertone в 1957 году построили и самую необычную из всех модификаций Giulietta, названную Sprint Speciale. Машина получила футуристический облик, а к нему еще и форсированный до 100 «лошадей» мотор. Ее алюминиевый кузов позволил снизить снаряженную массу модели до 785 кг, а следовательно, максимальная скорость составила уже 180 км/ч. На закрутку стрелки спидометра от нуля до сотни у Alfa Romeo Giulietta SprintSpeciale уходило 12 с, что для конца 50-х было впечатляющим показателем. Всего сделали 1366 экземпляров Giulietta Sprint Speciale. С таким же 100-сильным мотором с 1960 года мелкими сериями изготовляли и двухместное купе Sprint Zagato на укороченном шасси. Авторство его дизайна принадлежало кароссери Zagato, специализировавшейся на легких спортивных машинках. Кузовное ателье Pininfarina – главный конкурент Carrozzeria Bertone – ответило открытой 2-местной версией Alfa Romeo Giulietta, именовавшейся Spider. Правда, при 80-сильном моторе она отличалась несколько большей массой – 912 кг – из-за наличия кабриолетного механизма и усиливающих кузовных элементов. Spider особенно хорошо продавался в США. На его американском рекламном проспекте красовался патриотический лозунг Italians build such exciting cars («Такие восхитительные автомобили делают итальянцы»). А ведь прошло каких-то десять лет с тех пор, как американская бомбардировочная авиация практически сравняла с землей автозавод Alfa Romeo в местечке Портелло. И вот теперь проигравшая страна поставляла в США свои автомобили! Производство малолитражки Alfa Romeo Giulietta завершилось в 1963 году – всего за 12 лет выпущено более 132 000 экземпляров этой модели в различных модификациях. Berlina за это время пережила два рестайлинга, в 1959-м и 1961-м, причем базовый мотор последней версии развивал74 л.с. Она называлась уже Alfa Romeo Giulietta Turismo Internationale. Внешне машины последних лет выпуска можно отличить по более крупным подфарникам. В 1977-м Alfa Romeo выпустила Nuova Giulietta, но это была не отдельно спроектированная модель, а лишь модификация популярной Alfa Romeo Alfetta.Сейчас Alfa Romeo Giulietta стала автомобильным символом Италии. Более трети выпущенных машин до сих пор на ходу, и цена эксклюзивных Sprint Speciale на аукционах достигает сотен тысяч евро. Вот такой доступный итальянский автомобиль! Иван БАРАНЦЕВ Фото Alfa Romeoна правах рекламы55За рулем – Регион І №21 І ноябрь 2009