46
47
197_p46-47_dosug.qxd10.11.200917:56Page 46МОСКВАМаршрутІЗа тех, кто в море!Маршруты путешественников ГЗР иногда заводят нас в такие места, куда еще не ступала нога обычного российского туриста. Сегодня рассказ о кругосветке, в которую наш корреспондент отправился на известнейшем паруснике, барке «Крузенштерн»тлантика покоряется нам в следующей очередности: Виго (Испания) – Санта-Крус (Тенерифе. Канарские острова, Испания) – Гамильтон (Бермудские острова) – Чарльстон (США) – Бостон (США) – Галифакс (Канада) – Рейкьявик (Исландия). «Крузенштерн» сейчас в трансатлантической экспедиции, посвященной 65-летию Победы и 90-летию образования рыболовной отрасли страны. А заодно в компании 50 лучших парусников планеты участвует в престижной парусной регате. Кстати, я уже ходил на этом барке – на одном из этапов кругосветного плавания 2005–2006 годов. Целых 42 дня тогда я провел на его борту, а с учетом текущей экспедиции 66 суток ся городским транспортом. Вы заходите в автобус, опускаете в опечатанный ларец купюру, получаете билет, а сдачи у водителя не добьетесь никогда – нет таньга, и все тут! С такой же наглостью мы столкнулись и в Сингапуре – столице 21-го века по версии ООН. Но только там властвуют таксисты – еще те жулики! До пункта назначения наша большая компания добиралась двумя машинами, так одни, за поездку, заплатили 5 долларов, а другие 35 – и все это на голубом глазу. Поэтому в чести городские канатные дороги, которые совершенно официально, за фиксированную плату доставят вас в любой конец мегаполиса (если, конечно же, вы панически не боитесь высоты). Еще Сингапур запомнился своим самым большим в мире зоопарком, где по территории проложены несколько маршрутов для электробасов. Я даже проехался за рулем одного из таких, но людей мне не доверили, я доставлял мороженое, что в 40-градусную жару было особо почетным заданием. Самая запоминающаяся дорожная разметка, конечно же, на Канарских островах. Там все четко: набережная поделена на две полосы для автомобилей, велосипедную дорожку, дорожку для спортивных пробежек (!) и пешеходный тротуар. Можно себе представить такое где-нибудь в московском районе, например в Зябликове или Зюзине? Если на островах в Атлантике живут в 21-м веке, то в каком веке, простите, мы?!Ауже набежало! По-моему, это достойный стаж для высокого звания морского волка.Эх, дорогиКогда после долгого морского перехода сходишь на берег очередного порта, самое опасное – это автомобильное движение и национальная кухня. В 2006-м нам «повезло» с птичьим гриппом, а сейчас со свиным. Помню, как в Гонконге мы обходили за версту заведения общепита, предлагавшие утку по-пекински, и только тогда поняли основное предназначение ставшего практически родным «Макдоналдса». В Гонконге мы его заметили через дорогу, ринулись к знакомой красно-желтой вывеске, как к мамкиным пирогам, и чуть не попали под автобус! Эта двухэтажная махина прошла в сантиметрах от нас! Вот что значит впервые оказаться в городе с таким непривычным для большинства европейцев левосторонним движением – это ж бывшая колония Великобритании! Мы потом еще долго переучивались: «Сначала посмотри направо, а только потом налево». Причем, если пешеход нарушает ПДД в опасной близи от идущего транспорта, водитель ни за что не сбросит скорость, так как уверен в своей правоте и защищенности законом. Там пешеход, как участник дорожного движения, лицо второсортное. Это проявляется, даже когда вам необходимо воспользовать-Этапы большого путиНо, прежде чем оказаться в составе команды «Крузенштерна», мне необходимо было встретить парусник в аванпорте Амстердама – городе Эймейдене. Добирался я до него из аэропорта голландской столицы на автобусе через Хаарлем с тремя пересадками. Как добропорядочный «облико морале», в каждом автобусе платил за проезд и удивлялся: какое же дорогое у них удовольствие проехаться в транс-46№22І ноябрь–декабрь 2009 І За рулем – Регион 197_p46-47_dosug.qxd10.11.200918:11Page 47І Маршрутпорте. Ларчик познаний мне открыл только водитель третьего автобуса. Оказывается, платить за проезд надо было единожды и ехать какой-то определенный отрезок времени. А ведь сколько раз себе говорил, что прежде чем отправляться в другую страну, надо обязательно изучить чужие правила и нравы... Верно изрекал когда-то мой армейский старшина – «не доходит через голову, дойдет через ноги». Следующим портом после Амстердама был испанский Виго. В Испании его знают как столицу Галисии и… Citroen. С этим французским автоконцерном связано почти все в городе. В Виго расположен завод Citroen, на автодорогах хозяйничает Citroen и даже любимая футбольная команда «Сельта» находится под патронатом Citroen. На улицах города часто можно встретить плакаты с изображением русских футболистов Карпина и Мостового, когда-то успешно игравших за «Сельту», в голубых футболках клуба с логотипом Citroen на груди. И если вы скажете галисийцу, что знаете этих игроков и даже были на их матчах, считайте, что вам отдана последняя испанская рубаха с загорелого плеча и вы вечный амиго для этого человека! В Виго из Лиссабона, преодолев более 500 км, приехал мой бывший одноодин порт по пути нашего следования – родной Владивосток. Только там, что и понятно из географического положения, дороги принадлежат «япошкам» и «корейцам». В городе даже шутка такая ходит: если вы в Приморье встретите хоть один желтый «Запорожец» и успеете загадать при этом желание, оно обязательно сбудется, ведь вы стали очевидцем чуда! Почему именно желтый «запор», мне так и не удалось выяснить. На худой конец, говорят, цвет не имеет значения. пройдено 1935 морских миль... Но я ж вам не рассказал о самом важном! О душе парусника! Да-да, именно о душе и ее главном психологе! На «Крузенштерне» я познакомился с человеком самой редкой профессии на флоте – парусный мастер. Лев Орлов лелеет и холит душу барка – именно так он называет паруса. «Они же – характер, сила, выносливость, твердость духа, а иногда и слабость «Крузенштерна». Такой мечущейся душе просто необходим квалифицированный психолог, считает Лев Николаевич. Любимое шутливое пожелание парусных мастеров друг другу: «Чтобы ветра было поменьше и был он послабее». А в противном случае весь рейс можно просидеть в мастерской за швейной машинкой. Но у хорошего мастера все и всегда в порядке, даже время на занятие любимым делом есть. Лев Орлов в свое время закончил институт культуры и теперь, дополнительно, взял на себя обязанности судового библиотекаря. Но и тут Лев Николаевич не может сидеть просто так. Вот вам дословный текст, размещенный им на входе в книгохранилище «Крузенштерна»: «Запрещается посещать библиотеку в камбузной одежде с голым торсом. Не выражаться! Курсант, накурившийся вонючего и ядовитого табака, допускается в библиотеку после 15-минутного проветривания, замеченный повторно лишается возможности посещать храм культуры». Каково? А мальчишки нет-нет, да задумаются лишний раз! Им же всего по 14–16 лет! Кстати, не знаю, уж случайно так получилось или нет, но в руководящем составе парусника нет ни одного курящего офицера! Вообще, о «Крузенштерне» и его команде можно говорить много, долго, и это будет заслуженно. Люди здесь какие-то необычные, другие. Злости в них нет, а есть характер, подлости в них нет, а есть взаимовыручка, жадности в них нет, а есть непреодолимая жажда испытания себя. И за это им большое спасибо! Сегодня «Крузенштерн» идет дальше, покоряя Атлантику, а я увожу с собой в сердце его прощальный, протяжный гудок. Хотя почему прощальный? Кажется, и на этот раз он мне сказал «до свидания»! Дмитрий ЖЕЛОБКОВКороткоКакой смысл в этих походах?Люди в портах выстаивают огромные очереди, чтобы попасть на борт «Крузенштерна». Доходило до того, что за сутки его могло посетить до 10 тысяч человек! Порт Вальпараисо (Чили, 2005 год). Аборигены, осмотрев фотоэкспозицию великого Бальтерманца и исторические документы, которые мы выставили на борту «Крузенштерна», были шокированы известием о том, что Советская армия принимала участие во второй мировой войне и даже была главным победителем в ней. Чилийцы, а за ними и перуанцы, говорили, что в их школьных учебниках написано только о подвигах американских и Автомобильное движение английских солдат. Вот и идет «Крузенштерн» по и местная кухня – опаснее всему свету, чтобы рассказать правду людям. всего для моряка на берегу Или еще один показательный случай. Заприполчанин Василий Пустоваров. С Васи- метил я во время посещения барка в лием Степановичем мы не виделись бо- Санта-Крусе (Тенерифе, 2009 год) одлее 15 лет. За это время он перебрался ного чересчур волнующегося молодожить в Португалию к дочери, а теперь го человека. Подошел к нему, познаковот, узнав, что на Пиренеи идет «Кру- мились. Зовут его Михаил Фартуков, зенштерн» и я вместе с ним, решился бывший советский моряк, но приехал на солидный автопробег. Сели мы со на Канары и уже волею судеб остался Степанычем, как бывало на учениях, в работать там. Так вот, Михаил специсалон его, опять же, ситроеновского ально ждал «Крузенштерн», чтобы Berlingo, открыли банку осьминогов именно на паруснике всех времен и на(аналог нашей кильки в томате), нало- родов покончить с пагубной привычмали сдобного хлеба (а-ля нарезной кой злоупотреблять алкоголем. Он батон), тут же апельсины появились глотнул из своей фляжки в последний (как в прошлом яблоки антоновские), а раз и выбросил емкость уже за ненастаканчики пластиковые за алюминие- добностью. Чудеса, да и только! вые кружки сошли. Ну и дальше: «за встречу», «за «Крузенштерн», «за Ро- Душа корабля дину, за честь полка и знамя боевое»!.. По аналогии с такой концентрацией За 24 командировочных дня на борту Citroen в одном месте я вспомнил еще этого замечательного судна мноюВпрохладный летний день, 24 июня 1926 года, с верфи D.C. Tecklenborg под Бремерхафеном (Германия) было спущено на воду большое парусное судно. По давней традиции названия судам, построенным для судовладельца Фердинанда Лайеша, давали женщины из его семьи, и эти названия должны были начинаться на латинскую букву Р. На этот раз столь высокая честь досталась внучке Лайеша, одиннадцатилетней Кристине. Рука девочки не дрогнула, бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна. Звонкий детский голосок произнес: «Называю тебя Padua». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предназначена долгая и славная жизнь. Рadua – единственный из всех судов Лайеша эксплуатируется и поныне. В январе 1946-го судно по репарациям передали Советскому Союзу и дали ему новое имя – «Крузенштерн». Сегодня это учебное парусное судно Балтийской академии рыбопромыслового флота. На нем – самом большом барке планеты – проходят ежегодную практику курсанты, юнги морских клубов и кадеты профильных училищ. Его длина – 114,5 м, ширина – 14 м, водоизмещение – 5784 т, высота мачт – 56 м от воды, общая площадь парусов – 3722 кв. м, максимальная скорость – 17 узлов/ч. Экипаж – 220 человек, в том числе 150 курсантов.47За рулем – Регион І №22 І ноябрь–декабрь 2009