14
15
202_p14-15_Statistika.qxd02.02.201013:59Page 14АВТОСтатистикаІАвтопром в итогах и прогнозахНезависимая консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) вслед за Ассоциацией европейского бизнеса (AEB) провела пресс-конференцию по итогам года, рассказав о мировых тенденциях и о ситуации на российском рынке легковых автомобилейКому кризис на пользу?Стенли Рут, один из руководителей компании, отметил, что хотя в начале 2009 года многие ожидали масштабного спада в автомобильной отрасли, вмешательство правительств ряда государств позволило мировой индустрии относительно безболезненно пережить столь неспокойные времена. И вот интересный момент: в столь сложный, критический для мирового автопрома период в некоторых странах продажи автомобилей только выросли – в Китае, Германии, Индии и Бразилии. Важную роль в этом сыграла поддержка государства. В Китае снижен налог на покупку автомобиля с 10 до 7,5% в отношении автомобилей с двигателем объемом до 1,6 л; выделено около $1,6 млрд. на программы утилизации и субсидии; разрабатывается новая система автокредитов для стимулирования продаж. В Индии НДС снижен на 4%, акцизные пошлины – на 2%, уменьшен налог на крупные малоэкономичные автомобили. В Бразилии отменен налог на промышленные товары в отношении покупки новых автомобилей (до марта 2010 года); налог на финансовые операции был снижен По этой программе при утилизации старого автомобиля с цены нового делается скидка в размере 2000 ф. ст. Скидка финансируется за счет правительства и автопроизводителей (по 1000 ф. ст. с каждой стороны). До 2009 года, несмотря на приход в Россию значительного количества иностранных автопроизводителей, доля автомобилей, выпущенных в России, в общем объеме продаж снижалась. Однако повышение таможенных пошлин в 2009 году, снижение курса рубля и субсидируемые ставки по кредитам на покупку автомобилей российского производства значительно увеличили долю «наших» иномарок в общих продажах, и в 2010 году эта тенденция должна сохраниться. Особо следует отметить, что даже внутри России продажа иномарок имеет свою специфику. Так, рыночная доля Центрального федерального округа (включая Москву) увеличилась с 45 до 50%. А доля рынка Уральского федерального округа снизилась с 11 до 8%.Российский спад – вообще и в частностиУ нас в прошлом году рынок сократился на 56% (включая подержанные иномарки и исключая малотоннажные грузовики) в количественном выражении и на 61% в денежном. Меньше всего эта тенденция затронула сегмент иномарок российского производства. Общий спад рынка новых автомобилей составил 49%. Наименьшее падение показали BMW (–11%), KIA (–20%), VW (–28%), PSA (–30%). Сравнительно неплохие результаты показал сегмент автомобилей премиумкласса. Объяснение этому достаточно простое: обеспеченные люди, может быть, и потеряли больше остальных в процентном соотношении, но у них осталось достаточно денег, чтобы покупать новые автомобили. Сильнее всего пострадали продажи японских марок, на которых также сказался высокий курс иены, державшийся в течение года.с 3 до 1,5%, что сделало более дешевым финансирование новых автомобилей (к январю 2010 года налог был восстановлен); гарантированные госзаказы на сумму 1,8 млрд. долл. Принятая в Германии программа утилизации автомобилей предусматривала предоставление потребителю ваучера на 2500 евро при покупке нового автомобиля после утилизации старого. Заявки на участие в программе подали более 2 млн. человек. В Великобритании в сентябре 2009 года было продлено действие первоначальной программы утилизации в размере 300 млн. фунтов стерлингов (дополнительно выделено 100 млн.).Вторые руки нам помогутЧто касается программы утилизации, разрабатываемой в России, то пока трудно сказать, как эта схема будет работать на практике. Во всяком случае, дилеры опасаются, что сначала будут вынуждены дать скидку, а потом дол-Результаты 2009 годаПродажи автомобилей на основных рынках*, млн. штукИсточник: АЕБ, данные о продажах включают продажи малотоннажных грузовиков*Легковые автомобили и малотоннажные грузовики. Источник: данные PwC, Economist intelligence Unit14№3І февраль 2010 І За рулем – Регион 202_p14-15_Statistika.qxd02.02.201014:03Page 15І Статистикаго и мучительно «выбивать» ее у государства. И возврату денег может предшествовать тотальная налоговая проверка. Между тем сегодня российские дилеры и так в сложном положении. Строительство дилерских центров нередко финансировалось за счет краткосрочных банковских займов. И с началом кризиса многие дилеры пострадали от падения прибыли, быстрого роста процентных ставок и невозможности рефинансирования кредитов. До кризиса большую часть прибыли российские дилеры получали от продаж новых автомобилей, что отличает их от дилеров развитых рынков, где основным источником дохода является продажа подержанных автомобилей и услуг по ремонту и техобслуживанию. В среднем за год в одном российском дилерском центре продавали около 780 машин, а, к примеру, в Великобритании – 470, в Германии – 250. В ближайшие годы прогнозируется существенный рост парка иномарок в возрасте от 3 до 7 лет – сегмента автомобилей, которые традиционно активно продаются на вторичном рынке. В краткосрочной перспективе обслуживание этих машин частично способно помочь дилерам компенсировать снижение прибыли.Оптимисты, пессимисты и господдержкаПрогнозИсточник: данные PwCПрогнозировать что-либо в смысле продаж автомобилей на 2010 год сейчас занятие малоперспективное. Слишком много факторов способны раскачать маятник в ту или другую сторону. Оптимистический сценарий предпола- Помочь дилерам продержаться гает 15-процентный рост продаж в количест- на плаву сможет обслуживание венном выражении при 3–7-летних автомобилей общем объеме продаж около 1,6 млн. автомобилей. Согласно пессимистическому понятно: запасы (продававшиеся с раскладу продажи могут снизиться большими скидками) значительно примерно на 5% при общем объеме снизились, безработица остается выоколо 1,3 млн. автомобилей. сокой, а уверенность потребителей – Впрочем, Стенли Рут отметил, что низкой. есть несколько факторов, которые опМожно предположить, что расчетределенно могут улучшить положение, ный показатель насыщения рынка на но целиком зависят от государства. уровне 400 автомобилей на 1000 челоПервое – это действительно эффек- век населения будет достигнут к 2025 тивно работающая программа утили- году, при этом коэффициент утилизазации. Второе – необходимо сделать ции старых автомобилей составит 6%. все возможное, чтобы дилеры активно участвовали в ее схеме, были заинтеЕлена АЛЕКСЕЕВАна правах рекламыресованы и помогали государству. Третье – необходимо внедрить налоговые льготы, уменьшить налог с покупки. Четвертое – есть смысл пойти по пути тех стран, в которых производители частично вкладывают деньги в программу утилизации, таким образом снимая с государства излишнюю денежную нагрузку. Увы, быстрого восстановления рынка, по мнению господина Рута, в ближайшем будущем не ожидается. И это