30
31
202_p30-31_Retro.qxd01.02.201016:22Page 30РЕТРОБезопасностьІС небес на землюРемни безопасности достались автомобилю в наследство от конных экипажей. Но прописались в машинах только после испытаний на небеной схемой и защелкой на животе. Конструкция хоть и обеспечивала более высокий уровень защиты, была неудобна для ежедневного использования, и ее оставили для авиации. Ситуация изменилась, когда появился трехточечный ремень конструкции шведа Нильса Ивара Болина. Президент Volvo Гуннар Ингеллау всегда мечтал сделать свою продукцию самой безопасной в мире. В 1958 году он узнал, что в авиационном под-Изобретатель ремня безопасности Нильс Болинервый ремень безопасности был запатентован в 1865 году. Он предназначался для водителей конных экипажей. Естественно, автомобили должны были унаследовать ремни, что и произошло в 1903 году, когда их в свои машины поместил французский автофабрикант Луи Рено. Впрочем, конструкция оказалась сырой, ведь ремень был пятито-Это послужило причиной гибели аса. В воздушном бою Нестеров протаранил австрийский аэроплан, его самолет сорвался в штопор, а пилота выбросило из кабины, чего бы не случилось, будь он пристегнут. Но даже это не стало поводом для мгновенного и повсеместного внедрения такого надежного устройства – пристегиваться в обязательном порядке пилоты стали лишь в Сохранивший миллион жизней 30-е. А с развитием пассажирской авиации в ремень изобрел специалист обиход вошли простые двухточечные ремни, коSAAB, перешедший в Volvo торые используются в самолетах и поныне. Тачечным, и любителей пользоваться кие же ремни до сих пор устанавливаим нашлось совсем немного. Каза- ются на задние сиденья автомобилей лось бы, это тупик. Однако, уйдя из для среднего пассажира. автопрома, ремни пришли в авиацию. Первым «пристегнувшимся» летчи- Методом проб ком стал француз Адольф Селестен Пегу: авиатору хотелось совершить Точно такой же ремень появился в авпродолжительный полет вверх коле- томобиле в начале 50-х. Американцы сами, что он и осуществил 1 сентября Кеннет и Боб Лигоны адаптировали 1913 года. А вот Петр Николаевич его к автомобильному креслу. Ремень Нестеров за четыре дня до этого сде- имел две точки крепления и фиксиролал свою знаменитую «петлю» безо вал тело в поясе. Устройством заинтевсяких ремней и после летал без них. ресовался сам Генри Форд, и в 1956Пгоду ремни безопасности стали опцией для автомобилей Ford. Их безопасность начали превозносить в рекламе. Но двухточечное крепление имело свои недостатки: при резком торможении или сильном ударе ремни не защищали туловище и голову водителя от рывка. Порой они даже усугубляли ситуацию, повреждая внутренние органы. Естественно, покупатели отнеслись к ремням скептически, и нововведение отменили. Почти одновременно с братьями Лигон другие американские инженерыавиаторы Роджер Грисуолд и Хьюдж Де Хевен изобрели ремень с Y-образ-Было время – пассажиры пристегивались одним ремнем на двоихСамый простой ремень – двухточечныйНадежный, но неудобный вариант30№3І февраль 2010 І За рулем – Регион 202_p30-31_Retro.qxd01.02.201016:25Page 31І БезопасностьИнерционная катушка сделала оптимальной силу натяжения ремняТеперь специальные ремни безопасности есть и для детейвпервые применили в качестве штатного оборудования на автомобиле Volvo PV 544. А спустя всего лишь несколько лет ремни стали стандартным оборудованием многих автомобилей. В 1961 году они появились на автомобиле Mercedes-Benz W111, а на следующий год ими обзавелся SAAB 96. В СССР ремни внедрили в 1969 году на 412-м «Москвиче», а с 1977-го они стали устанавливаться на ГАЗ-24. Два года спустя в Советском Союзе ввели обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях всех легковых автомобилей.Ремень на миллионРемни конструкции Болина не всегда были эффективными. Чтобы они служили правильно, их требовалось отрегулировать так, чтобы между грудью и лямкой проходило два пальца. Но водители жаловались, что ремни в таком случае жмут. А ослабление приводило к серьезным травмам при авариях. Потому в 1972 году Болину пришлось сменить статические ремни на инерционные. Такой ремень при пристегивании натягивался, а при столкновении срабатывал фиксатор, стопоря катушку. «Основная моя заслуга, – признавался потом Нильс Болин, – в том, что я сумел найти наилучший компромисс между эффективностью системы и ее комфортом для водителя и пассажира». Поначалу компромисс был сомнительным, ведь инерционный ременьСо временем появились и системы, сигнализирующие о «непристегнутости» пассажировРемни стали обязательными для задних пассажировоказался менее эффективным, чем статический. Общая длина лямок инерционного ремня была выше. Но поскольку очень многие либо ослабляли натяжение статического ремня, либо вообще им не пристегивались, эффект от внедрения инерционного ремня в итоге стал заметен. Затем удерживающую систему оснастили преднатяжителями и ограничителями, что позволило приобрести трехточечному ремню ту эффективность и надежность, которой он обладает и сегодня. С развитием электроники были введены электрические преднатяжители, согласующие свою работу с датчиком SRS. Такие преднатяжители срабатывают не только после удара, но и предупреждают водителя о работе, прижимая его к сиденью. Задача ограничителя усилия ремня – снижение последствий воздействия на грудную клетку человека во время столкновения. Ослабляя натяжение ремня, он демпфирует перегрузки и обеспечивает щадящее воздействие систем пассивной безопасности на организм человека. Но все это лишь последовательные улучшения конструкции, принцип действия которой не меняется уже полвека. По оценке самой компании Volvo, благодаря изобретению Нильса Болина удалось сохранить жизни около миллиона людей. Поэтому в 1999 году шведский инженер был удостоен записи в книге самых выдающихся деятелей мировой автоиндустрии в американском Зале автомобильной славы, а в 2002-м, в год смерти Болина, его имя было занесено в Национальную галерею славы изобретателей. Иван БАРАНЦЕВ Фото Volvo и DAIMLERразделении главного конкурента – SAAB – работает талантливый конструктор, который занимается разработками катапультируемых кресел, в частности, системами удержания пилота. Опыт инженеров SAAB был уже к тому моменту внушительным: еще в 1944 году появился пикирующий бомбардировщик SAAB-21, оснащенный катапультой. Зная об этом, Гуннар приложил все усилия, чтобы переманить Нильса в Volvo. Ему предложили очень щедрый оклад и место главного инженера по безопасности. Нильс Болин прекрасно знал о пере-грузках в момент аварии и понимал несостоятельность существовавших систем удержания – неудобных и громоздких. После поисков и испытаний, занявших год, Болин понял, что эффективность достигается только при применении двух ремней, один из которых удерживает грудную клетку, а второй – нижнюю часть тела. Инженер соединил два ремня в один, фиксировавшийся в области бедра водителя. Для того чтобы пристегнуться/отстегнуться, достаточно было одной пряжки и действий одной руки. В 1959 году запатентованные трехточечные ремнина правах рекламы31За рулем – Регион І №3 І февраль 2010