28
30
203_p28-30_Retro.qxd16.02.201016:38Page 28РЕТРОТехникаІДважды дваНемецкие Gutbrod Superior и Goliath 700 в начале 50-х годов стали первыми серийными автомобилями, оснащенными системой впрыска топливалых 3 л.с. Кроме этого, мотор стал обходиться без обычного для двухтактников перемешивания бензина с маслом. Модель получила обозначение Superior 600E. Буква Е произошла от слова einspritzung – в переводе с немецкого «впрыск». В том же 1952 году объем мотора увеличили до 683 см3 – модель получила индекс 700. Мощность выросла до 30 л.с. Но аппаратура Bosch оказалась не лишенной недостатков. Двигатель глох на холостом ходу, так как топливный насос не справлялся с дозированием микроскопических порций топлива при малой нагрузке. Инженеры решили проблему нетривиальным способом: на холостом ходу мотор питался от маленького карбюратора, а при нажатии педали акселератора подключался впрыск. История «впрысковых» Gutbrod оказалась непродолжительной – фирма прекратила выпуск легковушек в 1954 году из-за низкой прибыльности производства, а Вильгельм Гутброд ушел из автомобилестроения. Всего за четыре года сделали 7726 экземпляров модели Superior – как с впрыском, так и с карбюратором. Для страны с возрождающейся экономикой это стало хорошим показателем.Несмотря на «величественные» названия (Голиаф – библейский великан, а Супериор значит «превосходный»), они были всего лишь малолитражками с 2-тактными 2-цилиндровыми двигателями. Иначе в то время и быть не могло: Германия переживала не лучшие времена, спросом пользовались маленькие «народные» автомобильчики. Тогда многие автопроизводители выбирали двухтактники – DKW, BMW, Messerschmitt… Даже SAAB начинал автомобильную историю с такого мотора. Главные преимущества «воздушника» – дешевизна, надежность и простота конструкции, ремонтопригодность: с ним мог самостоятельно разобраться любой мало-мальски знакомый с техникой человек. Правда, благодаря использованию бензиново-масляной смеси из выхлопной трубы валил сизый дым, который, впрочем, в то время мало кого смущал. Серьезный недостаток – высокий по сравнению с 4-тактными двигателями расход топлива – часть топливовоздушной смеси «выдувало» в выпускные каналы в ходе продувки цилиндров. Говоря проще, бензин – на ветер! Именно с этой проблемой и пытались справиться конструкторы, используя в двигателях впрыск.Много общегоТак выглядел салон Gutbrod SuperiorНа два тактаАвтопромышленник Вильгельм Гутброд занимался малолитражными автомобилями еще в 30-е годы на штутгартской фирме Standart. По окончании второй мировой войны Гутброд основал «одноименную» компанию в городке Плохинген и в 1946 году наладил производство бортовых грузовичков с 2-тактными 2-цилиндровыми моторами. А в 1950-м в произ-водственной программе появился легковой Superior, предлагавшийся сразу в трех вариантах – 2-местное купе, купе-кабриолет со скатывающейся крышей и полугрузовой комби. Конструкция Gutbrod Superior 600 была прогрессивной для тех лет: передний привод, трубчатая рама хребтового типа, реечное рулевое управление, независимые подвески с витыми пружинами и телескопическими амортизаторами. Моторчик объемом всего 594 «кубика» с карбюратором Solex развивал 22 л.с. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч. В 1952 году этот мотор оснастили системой непосредственного впрыска, разработанной фирмой Bosch из соседнего Штутгарта. Двухплунжерный насос высокого давления впрыскивал бензин в камеры сгорания уже после закрытия выпускных окон, и лишнего расхода удавалось избежать. Масло подавалось отдельным насосом, причем не только в двигатель, но и в плунжеры. Мощность возросла на це-Практически одновременно с предприятием Вильгельма Гутброда и даже с некоторым опережением непосредственный впрыск на своих моделях применила фирма Goliath, входившая в группу автомобильных компаний Borgward из Бремена. Да и истории двух моделей во многом схожи. Компания Borgward в послевоенные годы также занималась производством небольших грузовичков. В том же 1950-м ее мо-Двухместное купе Goliath 700 Sport образца 1951 г.28№4І март 2010 І За рулем – Регион 203_p28-30_Retro.qxd16.02.201016:40Page 30РЕТРОТехникаІдельный ряд разбавили легковушкой Goliath 700. Конструктивно модель была похожа на Gutbrod Superior: хребтовая рама, передний привод, независимые подвески, реечный рулевой механизм, 2-цилиндровый 2-тактный мотор. Его мощности в 25 л.с. было достаточно для скорости 100 км/ч, что было неплохо для маленькой машинки. Однако, в отличие от Вильгельма Гутброда, владелец компаний Borgward Карл Боргвард решил не ограничиваться скромными малолитражками. В 1951 году на Франкфуртском автосалоне он представил новинку – спортивное купе Goliath 700 Sport. Купе создали из узлов и агрегатов серийнойСистема впрыска Bosch сначала была опробована на малолитражкахмодели, с новым обтекаемым кузовом из дюралюминия. Не поскупился Боргвард и на внутреннюю отделку – салон был выполнен из натуральной кожи! Но главное – двигатель комплектовался системой впрыска все той же фирмы Bosch, что увеличило его мощность до 30 л.с. Скорость получилась вполне спортивной – 120 км/ч. Такой спорткар предлагался за большие по тем временам деньги – 9700 марок, в то время как обычный седан Goliath 700 стоил 5700. А немцы тогда считали каждый пфенинг… Поначалу спорткупе Goliath 700 Sport являлось лишь демонстрационным образцом, предвещающим массовое применение впрыска. Только на следующий год начался серийный выпуск Goliath 700Е.Это был седан, оснащенный впрысковым мотором. Купе изготовили в количестве 25 штук – больше покупателей на него не нашлось. В отличие от Gutbrod Superior, производство впрысковых Goliath продолжалось долго. В 1955-м появился Goliath 900Е с более мощным, 40-сильным двигателем, который даже поставлялся в США. К тому времени скромные малолитражки из Бремена получили синхронизированную коробку передач, отопитель салона и панорамные стекла. К достижениям машинки добавилась и победа Goliath 900E в австралийском экоралли Economy Run в 1956 году – расход топлива составил всего лишь 5,3 л на 100 км. Впрочем, недостатки у Goliath были все те же, что и у Gutbrod, – на холостом ходу мотор не хотел работать без вспомогательного карбюратора. А массовое производство выявило еще и сложность системы впрыска в ремонте и обслуживании, что для небогатых немцев стало не последним фактором при выборе модели. Поэтому с 1956 года параллельно выпускалась и модель 900V c привычным карбюратором. Она стоила на 265 марок меньше, но бензина потребляла больше – 7,8 л на 100 км.Компания Gutbrod специализировалась на небольших автомобиляхМотор Gutbrod Superior с системой впрыска BoschНа следующий год двухтактники вообще сошли со сцены, и Goliath стал выпускаться только с 4-тактными двигателями. Но несмотря на неудачи, система впрыска топлива ярко продемонстрировала свои преимущества, со временем прижилась на автомобилях всех типов и даже полностью вытеснила карбюратор. Иван БАРАНЦЕВ Фото фирм-производителейОбновленный Goliath 900E появился в 1955 г.30№4на правах рекламыІ март 2010 І За рулем – Регион