46
47
ПЛАНЫАктуальноІПлатные дороги власти нам гарантируютНачинается строительство коммерческих магистралейТема появления платных дорог в нашем царстве-государстве не оставляет спокойной ни одну автомобильную душу. Сколько будет стоить километр, какие технические средства появятся для быстрой оплаты проезда, будут ли абонементы для местных жителей – вопросы рождаются один за другим. Но дороги эти еще надо построить. А вот давать на это деньги никто особо не торопится – не быстрый получится возврат, да и мало ли что может произойти в нашей стране за годы строительства и последующей эксплуатации… Понимая сомнения бизнеса, правительство страны решило поддержать компании, сооружающие платные дороги, предоставив государственные гарантии по корпоративным облигациям, которые выпускают для привлечения средств на большие инвестиционные проекты. Это должно№7снизить на несколько процентов цену кредитов для инвесторов, что ускорит их реализацию в условиях кризисного сокращения финансирования. Так, стало известно, что государственную поддержку получат строительные компании отрезка шоссе Москва – Санкт-Петербург (с 15-го по 58-й км), нового съезда на МКАД с трассы Москва – Минск (в обход Одинцова) и Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (ЗСД). Все эти дороги будут платными. Государственные гарантии составят 57,8 млрд рублей по облигациям, выпускаемым для реализации трех проектов. Госгарантии предоставляются в рублях на срок до 20 лет с первым погашением по облигациям не ранее 2014 года. Вроде все надежно. Проблемы у инвесторов могут появиться, если они потребуют досрочного выкупа.Проект «Москва – Санкт-Петербург»Новая скоростная автомагистраль Москва – Питер продублирует наиболее загруженный участок федеральной автодороги М10 «Россия». Его длина составит 43 км, общее число полос движения – 8–10. Трасса начнется от существующей Бусиновской развязки на МКАД (15 км). На участке 15–29-й км она пройдет восточнее и северо-восточнее города Химки, обойдет с севера район Молжаниново, пересечет Канал им. Москвы, Международное шоссе (подъезд к аэропорту Шереметьево-2) и Шереметьевское шоссе (подъезд к аэропорту Шереметьево-1). Еще в конце 2008 года «Росавтодор» заключил с ООО «Северо-западнаяконцессионная компания» (СЗКК, владельцы – французская Vinci и ее подразделение Eurovia) концессионное соглашение на строительство этой автодороги на участке с 15-го по 58-й км. Стоимость этого отрезка порядка 63 млрд рублей, государство готово внести около 24,5, остальные 37,5 млрд – средства из инвестиционного фонда концессионера, которые будут вложе-Несмотря ни на что, власти будут везде изыскивать деньгины во время строительства с 2010 по 2013 год. Средняя стоимость проезда по платной автодороге составит 3–3,6 рубля за километр. Весь проект, до Петербурга, тянет уже на 240 млрд. По дороге до СанктПетербурга должно быть построено 3246І апрель 2010 І За рулем – РегионРисунок Марата ВАЛИАХМЕТОВА І Актуальноразвязки, 85 мостов и 167 путепроводов, а уже в Петербурге новая трасса должна слиться с дорогой на Финляндию. Финансовое будущее этого участка пока в тумане. Понятно, что платные участки у нас окупятся в лучшем случае через 20 лет, а в худшем – через 30–40. Возможно, поэтому Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) отказал французской компании-подрядчику в выдаче кредита, необходимого для финансирования строительства платной трассы, соединяющей две российские столицы. Официальная причина, конечно, звучала иначе – в связи с экологическими проблемами, возникшими при прокладке маршрута (при сооружении трассы придется спилить 14 дубов). Тем временем Верховный суд РФ 1 марта признал законным перевод порядка 150 га Химкинского лесопарка в Подмосковье из земель лесного фонда в земли транспортного назначения: для строительства первого участка автодороги. 25,7 млрд рублей. Часть государства – не более 8,1 млрд рублей. При этом концессионер – ОАО «Главная дорога» (контрольный пакет находится у управляющей компании «Лидер», связанной с «Газпромом») – уже в апреле планирует выпустить облигации на сумму 18,5 млрд рублей. Строительство должно быть завершено в течение 24 месяцев. Проезд по автодороге будет платным весь срок концессии (30 лет), что должно обеспечить доходность и возврат средств, вложенных частными инвесторами. При этом тарифы за проезд будут индексироваться согласно инфляции, что обеспечит возможность выпуска долговых инструментов, также привязанных к уровню инфляции. И самое главное: дорога остается в собственности государства, то есть в случае расторжения концессионного соглашения по любым основаниям государство выплачивает кредиторам основное тело долга, накопленные проценты и штрафы за досрочное погашение или нарушение условий. лей в сутки, половина дистанции придется на эстакадные отрезки. Сейчас компания получила возможность привлекать облигационные займы под госгарантии на сумму 25 млрд рублей сроком до 20 лет. Между тем два месяца назад сообщалось, что инвесторы потратят на ЗСД 9,9 млрд рублей. Финансирование проекта из федерального бюджета на текущий год снижено до 7,3 млрд с прежних 14,6 млрд рублей, а ассигнования городских властей – до 2,6 с 3,6 млрд рублей. Первоначально ввод в строй этого проекта был запланирован на 2014 год, но снижение финансирования, естественно, отодвинет эти сроки.КстатиПлатные дороги, платные развязки...На днях прозвучало сообщение о том, что Минтранс Подмосковья планирует сделать платными некоторые участки областных трасс, в том числе часть Рублевского и Волоколамского шоссе. На деле оказалось, что это не совсем так. Просто, выступая на коллегии Минтранса, где присутствовали представители прессы, глава ведомства Петр Кацыв просил своих коллег искать решения транспортных проблем самим, а не только надеясь на федеральный бюджет. «Несмотря ни на что, мы будем изыскивать финансовые средства на всех уровнях, – сказал Кацыв. – Не исключаем мы и формы государственно-частного партнерства, то есть платные дороги, платные транспортные развязки». Однако дыма, как вы понимаете, без огня не бывает. Елена ШИТИКОВАВокруг ОдинцоваСтроительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» позволит по проекту удвоить пропускную способность транспортного коридора Москва – Минск, решив проблему пробок и существенно увеличив скорость движения автотранспорта (расчетная скорость – 120 км/ч), в том числе и на МКАДе. В перспективе правительство Москвы планирует реализовать проект по организации бессветофорного движения по трассе вплоть до Третьего транспортного кольца. Сооружение дороги обхода Одинцова оценивается вЗападный диаметрСтроительство ЗСД реализует одноименное ОАО «Западный скоростной диаметр». Скоростная автомагистраль, которая соединит южные районы Петербурга (Московский и Кировский) с Васильевским островом и Приморским районом. Потребность в подобной магистрали очень велика, но и стоимость ее тоже, так как необходимо строить переправу через все протоки дельты Невы. Бюджет – 212,7 млрд рублей, срок – до 2015 года. На участке будет организовано восьмиполосное движение со скоростью 120 км/ч, пропускная способность – до 140 тысяч автомоби-Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (ст. 5) предусматривает классификацию автомобильных дорог на дороги федерального, регионального и муниципального значения, а также дороги, находящиеся в собственности физических и юридических лиц. А статья 13 разъясняет: «К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: 3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и прекращения такого пользования». Так что по идее в каждом регионе власть самостоятельно может стать пользователем любого участка любой дороги. Пока еще в решении об использовании дороги на платной основе должен быть указан маршрут и протяженность автомобильной дороги, где установлен альтернативный бесплатный проезд (ст. 36, п. 4.). Но разве не слышали мы предложения чиновников отказаться от принципа альтернативности при строительстве платных автомобильных дорог?!на правах рекламы