12
13
АВТОИнтервьюІВ ожидании русскофранцузской «Лады»Россиянам предстоит осваивать новые премудрости автостроения – АВТОВАЗ становится полноправным партнером альянса Renault-Nissan. Впервые в истории у российской компании есть возможность встать в один ряд с ведущими мировыми производителями автомобилей. Получится? Вполне, считает Юг Демаршелье (Hugues Desmarchelier), вице-президент АВТОВАЗа по продуктам и программам. Именно он планирует модельный ряд Lada, который скоро породнится с японско-французским автопромом по линии платформы В0– Как платформа будет использована на АВТОВАЗе? – АВТОВАЗ начнет освоение В0 с автомобиля, который мы пока условно называем Lada RF90. Этот автомобиль предполагает, в первую очередь, увеличенный объем салона и широкие возможности трансформации. В машине семь сидений, причем можно оставить только пять. Если сложить все задние сиденья, то мы получим большой багажный отсек. При освоении этого автомобиля на АВТОВАЗе будет изменен дизайн передка для адаптации к фирменному стилю Lada, также будут внесены изменения в интерьер. Эта модель пойдет в продажу под маркой Lada в России, на Украине и в большинстве стран СНГ. Проект освоения Lada RF90 предусматривает создание в Тольятти новой линии производства, включая цеха сварки, окраски и сборки, где будут выпускаться одновременно автомобили под марками Lada, Renault и Nissan. Это первый шаг, который поможет АВТОВАЗу преодолеть кризис и вернуться к стабильной рентабельности. Вторым стратегическим шагом должно стать применение платформы В0 для создания собственной линейки и новые модели будут обладать этим качеством. – Что вы вкладываете в понятие «платформа»? – Фактически это концепция. Говоря о платформе, мы имеем в виду компоненты шасси, моторный отсек, а также то, что можно назвать конструкцией передка. Основная идея платформы в том, чтобы сохранить максимум общих комплектующих и обеспечить ценовую эффективность. – АВТОВАЗ остановил первую нитку конвейера. Когда здесь начнется подготовка производства? – Мы сейчас обсуждаем с поставщиками комплектующих и оборудования вопросы, связанные с началом работ. Подготовка самой линии стартует в начале второго полугодия и продолжится в течение всего одиннадцатого года. – Можно ли назвать фирмы-поставщики оборудования? – Список пока не определен. Однозначно мы сейчас можем назвать только одного из производителей оборудования и оснастки – это АВТОВАЗ. Компания обладает самым высоким уровнем интеграции в мире и способна создавать практически все, что угодно, – станки, роботы, штампы... Мы максимально используем собственные возможности. – Проведена ли технологическая проработка проекта освоения платформы В0? – Цех сварки будет оставлен в существующих корпусах, но оснащен новым оборудованием. Цех окраски тоже полностью обновится, сейчас основной сценарий предполагает строительство отдельного корпуса. Для сборки будет использоваться существующий главный корпус. Стратегия развития АВТОВАЗа предусматривает – после освоения новых моделей на новых линиях нужно будет модернизировать еще две линии. В результате у АВТОВАЗа в активе должно быть четыре современных производственных линии: цех Lada Kalina и три нитки главного конвейера. – Первоначально сборка Lada RF90 будет вестись из сборочных комплектов? – Это ни в коем случае не самоцель! Если мы хотим быть эффективными на российском рынке, надо с самого начала обеспечить максимальный уровень локализации – для проекта серьезный риск представляет курс валют, поэтому мы не можем себе позволить, чтобы рентабельность АВТОВАЗа зависела от колебаний курса обмена евро. Мы поставили цель – добиться наилучшего уровня локализации как можно быстрее. И я надеюсь, что очень быстро мы сможем обеспечить 65 процентов от общей стоимости автомобиля в виде локализованных комплектующих и материалов. Мы также хотим обеспечить максимальную локализацию двигателей, но это предполагает более высокий уровень инвестиций по крупным комплектующим. Поэтому темпы локализации двигателя будут несколько ниже, чем у автомобилей. – Испытания, проведенные на АВТОВАЗе, показали, что Lada RF90 нуждается в адаптации к российским условиям. Какая-то работа будет проводиться в этом направлении? – Конечно, будут внесены изменения, которые необходимы по заключению нашей службы инжиниринга. Но в целом автомобиль уже подтвердил свою надежность. Это справедливо для Logan, который здесь продается. Конечно, RF90 для России пока не существует, поэтому надо быть осторожными: полезная нагрузка этого авто-– Чем же так хороша платформа В0? – Платформа была разработана фирмой Renault с целью достижения наилучшего баланса функциональности, качества, ходовых свойств и цены. Сначала она была предназначена прежде всего для Румынии и других стран Восточной Европы, но после запуска автомобиля Logan в 2004 году на Renault поняли, что В0 представляет интерес и для Западной Европы, где Logan успешно дебютировал в 2005 году. Сегодня, даже во времена кризиса, завод в румынском городе Питешти работает на полную мощность. На платформe В0 был разработан ряд и других моделей. Это Sandero, Logan MCV (в России такой автомобиль пока не представлен, но имеет успех в Европе), длиннобазный пикап и Duster. Платформе В0 чуть меньше шести лет – она молодая. Я не вправе раскрывать все проекты Renault, но могу сказать, что эта платформа будет жить еще долго. Можете представить, сколько еще разнообразных автомобилей будет создано на ее основе! В том числе она планируется к применению и фирмой Nissan.Освоение В0 начнем с автомобиля, который пока называем Lada RF90автомобилей. Здесь идея простая и опробованная – использовать все возможности платформы, чтобы создавать абсолютно индивидуальный автомобиль. При этом мы планируем обновлять нынешние семейства, например автомобили Priora. Но есть и идеи включать в модельный ряд АВТОВАЗа принципиально новые для него модели – кроссоверы или автомобили схожего сегмента. Все Lada хорошо приспособлены к российским условиям,12№8І апрель–май 2010 І За рулем – Регион І Интервьюмобиля выше, и мы обязательно прислушаемся к рекомендациям службы инжиниринга. Особые усилия будут приложены к адаптации автомобиля для работы в холодном климате. Я уверен, что RF90 будет хорошо отвечать российским условиям. – Какова предполагаемая мощность производства автомобилей на платформе В0 на АВТОВАЗе? – Оптимальная скорость конвейера – это 1 автомобиль в минуту, 60 автомобилей в час. Чтобы обеспечить более высокую производительность, после того, как на конвейере появятся модели наших партнеров, линия будет работать в три смены. Фактически в долгосрочной перспективе мы должны стремиться к тому, чтобы все линии АВТОВАЗа работали в три смены. В идеальном варианте со сборочных линий АВТОВАЗа ежегодно должен сходить 1 млн автомобилей (70% – под брендом Lada). первые автомобили на линии, партнеры попросят нас какое-то время сохранять конфиденциальность… – Будет ли НТЦ АВТОВАЗа принимать участие в разработке автомобилей на платформе В0? – Конечно – именно АВТОВАЗ и его служба инжиниринга будут разрабатывать эти автомобили. Чтобы делать автомобиль под маркой Lada, надо быть максимально близким к потребителю, и только наша служба инжиниринга сможет справиться с этой задачей. Конечно, предстоит и совместная работа с инженерами Renault и Nissan, чтобы обеспечить унификацию комплектующих. Работа службы инжиниринга не ограничивается платформой В0 – у нас в проработке есть еще бюджетный автомобиль, очень важный для АВТОВАЗа проект. Но какую бы платформу мы ни использовали, всегда нужно думать о потребителе, обеспечить достаточную рентабельность, чтобы, выпуская автомобили, обеспечить себе ресурс для подготовки производства дальнейших моделей. И задача службы инжиниринга – как раз создание таких новых моделей. Платформа сама по себе это еще не машина, это – концепция, и ее можно максимально разнообразно использовать. Мы – основной игрок на авторынке России, нам нельзя ослаблять позиции марки, а наоборот, упрочить их, улучшить качество и имидж автомобилей в глазах потребителей. Как у FIAT в Италии, Volkswagen в Германии, Renault и Peugeot во Франции – во многих странах, где национальный бренд занимает самую большую долю рынка. Двадцать лет назад во Франции все говорили, что внутренний рынок будет полностью разрушен – идут японцы и немцы, мы потеряем долю продаж. Прошло 20 лет – этого не случилось. И в России будет так же. Нас критикуют, но если у людей есть возможность купить свое, российское, в большинстве случаев они именно так и сделают. У нас нет иного выбора, кроме как быть амбициозными. Lada сейчас предлагает покупателям отличные розничные цены. И мы будем укреплять свои позиции по экономичным автомобилям, но если хотим расти, то у нас нет иного пути, кроме конкуренции в том сегменте, где представлен более высокий уровень розничных цен.Если люди смогут купить свое, российское, большинство так и сделают– На презентации антикризисной программы АВТОВАЗа вы говорили, что планируете убрать «внутренний каннибализм». Но уже звучат опасения, что универсал Priora будет «съеден» автомобилем Lada RF90 … – RF90 отличается от Priora, потому что он 7-местный и более просторный, с более высокой посадкой. И потребитель, на которого ориентирован этот автомобиль, отличается от потребителя, который покупает Priora. Я уверен, что между этими двумя машинами будет минимум каннибализма. Мои слова подтверждают продажи седанов Logan и Priora, которые позиционируются по-разному. И тот и другой автомобиль показывают хороший результат на рынке России. Logan – это однозначно машина для прагматичных покупателей, которые хотят иметь функциональный автомобиль. И Logan хорошо используется в больших городах. Покупатель Priora хочет от автомобиля не только функциональности, но и определенной статусности. Универсал Priora и Lada R90 будут столь же четко разведены по разным рыночным нишам. – Когда станет точно известно, какие модели Renault и Nissan будут собираться на одной нитке с Lada RF90? – По обыкновению Renault и Nissan в самые поздние сроки раскрывают точную информацию по своим проектам, поэтому, даже когда мы увидим